Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

До какой степени можно доверять Москве? (02.02.2020)

Автор: Мохаммад Мехди Салехи Мазандарани

Россия считает, что Иран является ограниченной, слабой страной, не обладающей ядерной и ракетной мощью. Однако Кремлю нужен партнер, который противостоит США за пределами своих границ. В то же время многие российские эксперты уверены, что иранское общество в целом благосклонно относится к Соединенным Штатам, и, следовательно, РФ не уверена в том, что текущее сближение с ИРИ будет долгосрочным.
Исходя из такой позиции, Россия не рассматривает отношения с Ираном как стратегические, и ее основная цель в контексте взаимодействий с Ираном – укрепить свои позиции в рамках взаимодействий с Западом, в частности, с США. В 2000-х годах Москва не раз пользовалась голосованиями в Совете Безопасности ООН по Ирану для получения уступок Запада.
Между тем, отношения России с США после распада Советского Союза можно охарактеризовать как «конкуренцию и сотрудничество» полные недоверия. Иран и Россия подверглись политическим и экономическим санкциям со стороны Вашингтона. В результате, треугольник ИРИ-РФ-США в 1990-2000-х годах был полон взаимного недоверия. В 2000-х Кремль, опираясь на доходы от продажи нефти и газа, набрал уверенности, что привело к тому, что в 2008 году Россия вторглась в Грузию. В начале 10-х она начала терять своих традиционных партнеров (в частности, Египет и Ливию) на Ближнем Востоке из-за «арабской весны». В 2014 году Москва аннексировала Крым, а в 2015-м решила вмешаться в конфликт Сирии. Причиной этих решений стало ее стремление сохранить свои военные позиции в Средиземном море. В Сирии стратегические интересы Ирана и России совпали.
Где-то с середины 10-х годов РФ начала расширять сферу своего влияния, превращаясь из региональной силы в международную державу. С другой стороны, в 2015 году отношения Ирана и Запада, несмотря на заключение «ядерной сделки» оставались напряженными. Это напряжение усилилось после выхода США из договора в 2017 году и введения антииранских санкций со стороны Вашингтона. В 2019 году и в начале 2020-го произошел ряд событий, в том числе, нападение на суда в Персидском заливе, разрушение нефтеперерабатывающего завода в Саудовской Аравии, убийство генерала (Касема – ПП) Сулеймани американским дроном, ракетная атака Ирана на американские военные базы. Все эти события и нежелание Ирана вести какие-либо переговоры с администрацией Дональда Трампа еще более усугубили раскол между ИРИ и США.
В то же время в двусторонних отношениях между Ираном и Россией произошло два важных события, которые связаны с кризисом в Персидском заливе и на которые обратили внимание политические аналитики:
1. Визит главы ВМС Ирана в Россию, объявление совместных учений двух стран в Оманском заливе и заключение соглашения о военном и военно-морском сотрудничестве двух стран;
2. Представление в ООН Россией концепции коллективной безопасности в Персидском заливе.
Россия планирует создать международный механизм для мониторинга и обеспечения коллективной безопасности и борьбы с терроризмом в Персидском заливе посредством участия в нем региональных стран и транснациональных сил (включая США, Китай и Европейский союз). Подобным образом, Москва укрепила свои позиции в этой сфере. В середине сентября президент РФ Владимир Путин на экономическом саммите во Владивостоке, подчеркнув, что Россия стремится к ослаблению напряжения в регионе, заявил, что у его страны не было технических проблем с ее военным присутствием в регионе.
С точки зрения ряда иранских аналитиков, российская политика в регионе основывается или на ее историческим желании присутствовать на пространстве до Персидского залива, или на возобновлении политики «холодной войны». Россия стремится проложить маршрут, который позволяет осуществлять товарные поставки из Санкт-Петербурга в Южный Иран (порт Чабахар) и оттуда – в Индийский океан. Подобным образом она укрепляет свои позиции в экономическом соперничестве с США в Персидском заливе.
Концепция безопасности Персидского залива также укрепит экономическое влияние РФ и поможет решению некоторых вопросов, включая изменение западных санкций против России. Москва осознает, что одним из ключей к успеху в мире влияния является наличие стратегических морских маршрутов.
Мотивы и позиции Ирана также важны. Вне зависимости от того, является ли его сотрудничество с Россией стратегическим или тактическим, расширение этого взаимодействия в Персидском заливе в нынешних условиях и в свете антииранской политики США укрепило бы переговорные позиции Тегерана в его отношениях с Западом. Эти отношения помогают ИРИ противостоять США с учетом возможности усиления односторонних американских санкций против Тегерана, возрождения ядерной промышленности ИРИ и потенциального затягивания ядерного урегулирования между Исламской Республикой и Западом.
Китай также поддерживает российское присутствие в Персидском заливе. Но хотя для Ирана в данный момент выгодно присутствие Китая в заливе, Тегеран в целом против нахождения внешних сил в своих морских границах. По этой причине в отношении российской концепции коллективной безопасности в Персидском заливе ИРИ должна вести политику по принципу «и да, и нет».
В дополнение к сказанному следует упомянуть стратегические планы РФ в сфере энергетики. Россия всегда стремилась контролировать и управлять политическим поведением Запада в вопросах международных газопроводов, чтобы сохранить свою лидирующую роль среди поставщиков энергоносителей в Европу. В данном контексте она рассматривает Иран как своего конкурента. Ухудшение ситуации вокруг иранской «ядерной сделки» с Западом выгодно для РФ, поскольку санкции Дональда Трампа наложили запрет на экспорт иранской нефти.
Россия также согласовала с Саудовской Аравией процесс компенсации дефицита на мировых рынках путем увеличения добычи нефти этих стран. Другими словами, бойкот иранской нефти на международном уровне увеличивает объем поставок российских энергоресурсов в Европу. Нужно учесть, что в случае войны в Персидском заливе, влияние России в этой области будет удвоено, поскольку экспорт нефти из арабских стран также станет затрудненным.
Однако в случае подобных событий в заливе, активность экстремистских (религиозных) группировок на южных границах России увеличится. Это увеличивает для нее значение стабильности и безопасности в Иране. Неудивительно, что РФ с готовностью заменит американцев в Сирии и Афганистане, в случае окончательного вывода американских сил из этих стран. Именно в сфере борьбы против террористов и экстремистов интересы РФ и Ирана совпадают полностью. И именно тут Тегеран может полностью доверять Москве.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте