Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Политика Ирана в Сирии в свете попыток России получить максимальную выгоду: соратники во время войны и партнеры в эпоху мира (03.06.2020)

Автор: Мухаммед Мехди Мазахери

Пока мир бьет лихорадка, вызванная «коронавирусным» кризисом, и каждая страна делает все возможное, чтобы побороть пандемию, мир политики, геополитики и политических интриг не замер, а лидеры некоторых стран действуют весьма активно. Они стремятся улучшить свое положение в плане стратегической конкуренции.
Хотя Россия является третьей страной в мире после США и Бразилии по количеству инфицированных, она не стала безразличной к сирийскому кризису, а политика Владимира Путина не замкнулась на внутренние проблемы. Российский президент недавно поручил двум своим министерствам – обороны и иностранных дел – начать переговоры с Дамаском о передаче под контроль российских военных значительных сухопутных и морских районов Сирии.
В 2017 году Россия и Сирия подписали еще одно соглашение, рассчитанное на 49 лет, согласно которому (военно-морская – ПП) база в Тартусе была определена как место дислокации 11 российских кораблей, включая военные корабли с ядерной энергетической установкой. Данный объект является единственным зарубежным пунктом материально-технического обеспечения ВМФ России. Соглашение между Багдадом и Москвой может быть автоматически продлено еще на 25 лет, поэтому у РФ есть два постоянных военных объекта в Сирии – авиабаза в провинции Латакия, которая используется для авиаударов по террористам, и военно-морская база в Тартусе на берегу Средиземного моря.
У России есть много причин для долгосрочного присутствия в Сирии. Она выступает против однополярной системы и возвращения Соединенных Штатов к лидирующей роли на мировой арене, поэтому стремится укрепить многополярность на геополитической карте мира, действуя в соответствии с классикой международных отношений.
Другой вопрос – попытка России вернуть себе статус сверхдержавы в международной системе. В контексте этой стратегии Москва пытается расширить сферу своего влияния на Ближнем Востоке, и это влияние в последние годы особенно проявляется на сирийской авансцене, конечно, при содействии Ирана. В случае утраты Россией своих позиций в Сирии, она наверняка потеряет свое влияние во всем регионе.
Действия России соответствуют доктрине ее национальной безопасности. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» гласит, что основная задача политики Москвы состоит в формировании и поддержании путем обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. В соответствии с подобной логикой, падение сирийского режима означает укрепление в Сирии позиций НАТО, потерю там позиций РФ, ослабление ее авторитета и международного положения, а также, в конечном итоге, неспособность достичь целей российской доктрины национальной безопасности из-за отсутствия необходимых внешних условий.
С точки зрения интересов Ирана как другого серьезного и влиятельного игрока в Сирии, подход России к сирийскому кризису до сих пор имел для Тегерана несколько положительных моментов. Самым важным было помочь восстановить относительный суверенитет официального сирийского правительства в качестве стратегического союзника Тегерана. Сирия играет для него особую и уникальную геополитическую роль в регионе по причине поддержки, которую Дамаск всегда оказывал ливанской ветви Хезболлы. Это имеет фундаментальное значение для Ирана, а стабильность и целостность Сирии соответствует основным интересам внешней политики Исламской Республики. Более того, российское вмешательство в сирийский кризис каким-то образом сумело сбалансировать региональную и международную роль и положение ИРИ, а также помешало усилиям конкурентов и врагов Ирана устранить его из геополитических уравнений региона. Появление террористических групп на Ближнем Востоке является прямой и серьезной угрозой национальной безопасности Ирана, и поэтому помощь России в борьбе с терроризмом и экстремизмом в Сирии также отвечает интересам Ирана.
Однако следует отметить, что в своем сотрудничестве с Ираном и Сирией Россия уделяет внимание долгосрочным интересам и относительным достижениям этого взаимодействия. Она не жалеет усилий, которые делают ее успешным игроком на арене Ближнего Востока. В начале своего активного присутствия в Сирии Россия отчаянно нуждалась в поддержке Ирана, который, по сути, противостоял террористическим группировкам в Сирии на суше и помогал правительству Асада восстановить контроль над различными частями страны, в то время как российская авиация делала тоже самое с неба. Однако в нынешней ситуации и, особенно, в связи с давлением, оказываемым на Москву Израилем, создается впечатление, что интересы и потребности Кремля в плане иранского присутствия и взаимного сотрудничества с Тегераном в Сирии претерпели некоторые изменения. Поэтому, учитывая недавнее подписание Россией новых соглашений с Сирией и укрепление ее баз в стране, необходимо, чтобы иранские дипломаты, а также другие влиятельные силы на сирийской политической арене следили за возможной маргинализацией роли Ирана в этой стране. Тегерану надо быть бдительным и следить за тем, чтобы после победы сирийского правительства его усилия и расходы, понесенные в разгар войны и нестабильности в Сирии, привели к ощутимым достижениям и устойчивым результатам в мирные времена.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте