Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Блок «военно-политической целесообразности и конъюнктуры»

Автор: Пресс-папье

Июльская военная эскалация на армяно-азербайджанской границе вновь актуализировала вопрос эффективности Организации Договора о коллективной безопасности. Напомним, что её членами являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Если оценивать ситуацию с формальной точки зрения, речь идёт о том, что страна, входящая в ОДКБ (Армения), подверглась атаке со стороны соседнего государства - не члена Организации (Азербайджан).
Статья 4 Договора о коллективной безопасности: гласит: «…В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств-участников все остальные государства-участники по просьбе этого государства-участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН…».
Согласно этому договору, Армения как страна, против которой совершается военная агрессия, вправе была обратиться за помощью к союзникам по ОДКБ. Однако, по словам армянского министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна, «мы, на самом деле, не просили, не посчитали необходимым на данный момент сделать больше, чем проинформировать страны-члены ОДКБ о тех процессах, которые происходили с 12 июля. Мы реализовали эту функцию и продолжим работать в ОДКБ в том смысле, что это площадка нашего сотрудничества. Мы используем все возможные инструменты, которые у нас есть, чтобы эта площадка послужила нашей основной цели, которая, помимо прочего, относится к функции сохранения, обеспечения стабильности в регионе».
Столь пространное и весьма расплывчатое высказывание руководителя внешнеполитического ведомства Армении имеет своё объяснение. Очевидно, что официальный Ереван не рассчитывает на то, что другие члены ОДКБ придут на помощь своему союзнику.
Между тем, комментарий Организации (даже не специальное заявление), причём, весьма нейтральный, был опубликован через 2 дня после начала боестолкновений на армяно-азербайджанской границе: «В Секретариате ОДКБ выражают серьезную озабоченность в связи с обострением обстановки на армяно-азербайджанской границе, возникшей 12 июля с. г. после вооруженного столкновения подразделений вооруженных сил Армении и Азербайджана, в том числе, с применением тяжелого вооружения, в результате которого есть убитые и раненые». В то же время Организация призвала стороны «к немедленному восстановлению режима прекращения огня в зоне ответственности ОДКБ».
Официальный Ереван на этот раз весьма спокойно отнёсся к позиции ОДКБ, в отличие от того, как он реагировал на подобное отношение ещё несколько лет назад. К примеру, в декабре 2015 года тогдашний президент Армении Серж Саргсян на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве заявил: «Каждый раз, когда вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом ещё и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость».
Очевидно, что в Ереване уже просто привыкли к индифферентному отношению ОДКБ к перманентным обострениям обстановки на армяно-азербайджанской границе, инициатором которых является Баку.
Можно констатировать, что ОДКБ не является военно-политическим союзом в классическом понимании этого термина, когда входящие в него страны поддерживают друг друга. Как свидетельствует история этой организации, ее члены имеют разные геополитические интересы, а порой и внешнеполитические вектора. Единственным связующим звеном между ними является Россия, которая играет ключевую роль в этом блоке, и с каждым из государств-участников она имеет конкретную двустороннюю повестку. А вот какие общие интересы в сфере безопасности имеет Армения с Казахстаном, Таджикистаном или Киргизией, трудно сказать.
Поэтому выглядит, в принципе, естественным явное нежелание со стороны стран ОДКБ втягиваться в процессы, происходящие в том же Закавказье, конкретно, в армяно-азербайджанское противостояние. Кроме того, каждая из них имеет свои причины для того, чтобы воздержаться от подобного шага. Россия – потому, что желает соблюдать баланс между стратегическим союзником Арменией и стратегическим партнёром Азербайджаном, Белоруссия – из-за дружеских отношений с Баку, да и Казахстан, Киргизия и Таджикистан также весьма лояльно, если не сказать больше, относятся к Баку. В частности, все они являются членами Организации исламского сотрудничества.
Таким образом, можно утверждать, что ОДКБ – это военно-политическая организация, в которой решения принимаются во многом на основе военно-политической целесообразности и конъюнктуры.
После боестолкновений на армяно-азербайджанской границе в Ереване стали звучать голоса тех, кто считает ОДКБ бесполезной для Армении организацией. Тем не менее, этот союз, наряду с двусторонним сотрудничеством в оборонной сфере со стратегическим союзником Россией, предоставляет Армении дополнительную возможность обеспечивать тот уровень безопасности, который сдерживает враждебные действия со стороны Азербайджана и, особенно, Турции.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте