Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Новая война в Карабахе: Турция и Россия – конкуренты или партнеры?

Автор: Пресс-папье

Новая война между Арменией и Азербайджаном, вспыхнувшая в минувшее воскресенье, продемонстрировала изменившиеся геополитические реалии в регионе. Более четверти века назад Армении удалось навязать Азербайджану соглашение о режиме прекращении огня, замораживающее выгодный Еревану статус-кво с контролем над 7 районами вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной областью. Этого преимущества Армения добилась во многом благодаря поддержке России, которая решила делать ставку в Карабахском конфликте на исторического союзника в регионе, который демонстрировал полную лояльность, в отличие от Азербайджана, сориентировавшегося на натовскую Турцию.
Все эти годы Армения жила эйфорией военных побед первой половины 90-х годов. Уверовав в свою непобедимость, Ереван не демонстрировал никакой уступчивости в переговорном процессе. А между тем, геополитическая обстановка в регионе постепенно менялась. Азербайджан при правлении Алиевых стал проводить сбалансированную внешнюю политику. После прихода к власти в РФ Владимира Путина Баку и Москва, преодолев недопонимания прошлого, стали выстраивать двусторонние отношения на прагматичной основе. Разбогатевший на нефтяных доходах Азербайджан превратился в привлекательного торгового партнера РФ.
Наряду с этим, стало активно развиваться сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. Азербайджан стал одной из немногих стран постсоветского пространства, где не только не вытесняли русский язык, но, напротив, всячески способствовали его распространению.
Наблюдая за повышением роли Турции в соседних регионах, в Баку стали углублять партнерство с Анкарой, но не в ущерб интересам отношений с Россией. Азербайджан, давно жаждущий реванша и восстановления своей территориальной целостности, на фоне отсутствия подвижек в переговорном процессе последовательно наращивал свою военную мощь, вел активную дипломатию с мировыми и региональными центрами силы. Баку выждал подходящий момент для разворачивания масштабных военных действий. Мировое сообщество, поглощенное проблемами пандемии и ее последствиями на экономику не готово к активным и действенным шагам по «принуждению к миру». У России также множество международным проблем, к которым добавился еще и политический кризис в Белоруссии.
Азербайджан тем временем усиливал военное партнерство с Турцией. После июльской эскалации конфликта на армяно-азербайджанской границе, когда Ереван угрожал стратегическим трубопроводам, связывающим Азербайджан и Турцию, Анкара и Баку получили поводом для тесного сближения и наращивания военного сотрудничества. Стороны провели сразу несколько масштабных военных учений с использованием практических всех видов войск, включая ВВС, ПВО, спецназ. Турция выразила готовность удовлетворять потребности Азербайджана в продукции своего ВПК неограниченном объеме. При этом атмосфера вокруг конфликта нагнеталась. Раздражение Баку усиливалось намерениями карабахского руководства перенести главный законодательный орган Нагорного Карабаха в Шушу, город, который является колыбелью культуры азербайджанского народа, а также переселением ливанских армян на оккупированные территории.
С обеих сторон усиливалась воинственная риторика и демонстрация бескомпромиссности. Это сопровождалось формированием ополчения в Армении и сбором резервистов в Азербайджане, подтягиванием сторонами к линии фронта дополнительного личного состава и вооружений. В воздухе буквально пахло войной. Она началась воскресным утром 27 сентября.
Военные действия развернулись по всей линии фронта с использованием тяжелой артиллерии, РСЗО, танков, авиации, ударных беспилотников. Уже к исходу первого дня Баку отрапортовал об освобождении семи сел в Физулинском и Джебраильском районах близ азербайджано-иранской границы. На севере Карабаха был занят ряд высот на Агдеринском (Мардакертском) направлении и стратегическая высота Омар на хребте Муров, расположенной в 3000 метрах над уровнем моря. Захват последней позиции позволил Азербайджанском армии взять под контроль дорогу Агдере (Мардакерт)-Варденис (Армения).
Несмотря на многочисленные призывы к Баку и Еревану прекратить военные действия, пока никто в мире не проявляет особого интереса к активной посреднической дипломатии. Если Турция, Украина и Пакистан заняли однозначно сторону Азербайджана, то симпатии Греции и Кипра оказались на стороне Армении. Все остальные игроки, включая Россию, пока придерживаются нейтралитета и ограничиваются дежурными призывами к деэскалации обстановки в зоне конфликта.
Москва в нынешней ситуации оказалась довольно сложном положении. С одной стороны, Армения – традиционный сателлит России в регионе, союзник по ОДКБ. С другой стороны, РФ – сопредседатель Минской группы ОБСЕ и этот статус обязывает ее быть нейтральной. Кроме того, у России есть серьезные экономические интересы в Азербайджане и товарооборот между двумя странами достигает 3 млрд. долларов в год. Помимо прочего, в Кремле очевидно просто не спешат идти на помощь правительству Н. Пашиняна.
Пассивная позиция Москвы дает основания полагать, что события развиваются отнюдь не в ущерб интересам России в регионе. В нынешней активной поддержке Турцией Азербайджана многие эксперты и журналисты в РФ и других странах усматривают попытку вытеснения Анкарой Москвы из Кавказского региона. Однако в Баку не соглашаются с такой трактовкой нынешних событий. Там считают, что в данном же случае Анкара оказывает Азербайджану помощь в освобождении его территорий, и только. Мол, других военных целей у Турции нет. Тем более, она не собирается нападать на Армению, что спровоцировало бы ее конфликт с РФ. При этом помощь Турции Азербайджану на данном этапе является консультативной и выражается в поставке вооружений. Анкара не имеет планов создания стационарных военных баз в Азербайджане.
Москве, судя по всему, тоже нет резона ссориться с Турцией. Несмотря на различные противоречия в отношениях двух стран, последняя на сегодняшний день является самым близким партнером РФ в НАТО. Анкара отмежевывается от антироссийских санкций, напротив, активно с ней развивает торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. Так что, из-за Карабахского конфликта в его нынешней форме Турция и РФ не станут портить отношений. Они даже могут здесь взаимодействовать в его поствоенную фазу, будучи гарантами мирных соглашений. Возможно, Турция и Россия смогли бы даже осуществлять миротворческие функции. Подобный опыт сотрудничества между Москвой и Анкарой есть в Сирии – в провинции Идлиб силами российских и турецких военных проводятся совместные патрулирования. Не всегда они, правда, проходят гладко, но это взаимодействие продолжается.
Что касается прогнозов на исход нынешней войны, то у сторон вряд не хватит ресурсов вести затяжные военные действия. В какой-то момент, может, через неделю-полторы они, скорее всего, уступят внешнему давлению и зафиксируют новый статус-кво, который наверняка будет выгодным для Азербайджана и обеспечит ему преимущество в новых переговорах. Для Азербайджана при принятии решения о прекращении огня авторитетным, несомненно, будет мнение Турции, а для Армении – России. Москва и Анкара могут стать спонсорами нового соглашения о режиме прекращения огня. В конечном итоге, Турция и Россия могут продавить политическое соглашение, основанное на взаимных компромиссах, которое позволит Анкаре и Москве продемонстрировать другим участникам мировой политики свой авторитет и умение «разруливать» региональные конфликты. Другой вопрос - а нужен ли России такой партнер в регионе ее ответственности?

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте