Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Новые реалии Карабаха

Автор: Пресс-папье

Вторая Карабахская война кардинально изменила ситуацию вокруг армяно-азербайджанского конфликта. Азербайджан, восстановив контроль над значительной частью своих земель вокруг Нагорного Карабаха, существенно продвинулся вглубь территорий своей бывшей автономии.
Другим итогом 44-дневной войны стало изменение геополитической ситуации в регионе. Главным бенефициаром этого процесса стала, безусловно, России, добившаяся при своем единоличном патронаже устойчивого прекращения огня. Серьезно усилила свое влияние в регионе и Турция.
Апокалипсические прогнозы о неминуемом столкновении Турции и России в регионе, выдвигавшиеся в начале войны в Армении, на Западе, да, и в медиа- и экспертном сообществе самой России, не сбылись.
Существенно укрепившаяся в последние годы Азербайджанская армия, имея в своем арсенале высокоточные виды вооружений, в частности, ударные дроны, «умные ракеты», современные противоракетные комплексы и др. средства поражения, уже с первых дней войны стала наносить сокрушительные удары по противнику и стремительно наступать. В итоге, за полтора месяца войны, взломав считавшуюся «непроходимой» армянскую линию обороны в Карабахе, азербайджанские военные восстановили контроль над четырьмя из семи районов вокруг НК – Физулинским, Джебраильским, Зангиланским и Кубатлинским. Более того, Азербайджанская армия продвинулась глубоко внутрь Нагорного Карабаха, заняв город Гадрут и значительную часть сел этого района.
Но, самым главным военным успехом Азербайджана стало взятие города Шуша, расположенного на горном плато на высоте 1500 метров над уровнем моря.
Занятие Шуши означало перекрытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом. Более того, контроль над Шушой вел Азербайджанскую армию к расположенному в 12 км севернее от нее главному городу Нагорного Карабаха – Ханкенди (Степанакерту). Когда азербайджанские военные стояли уже всего в 3 км от этого города, руководство Армении согласилось с российским планом прекращения огня.
Подписанное Совместное заявление лидеров Азербайджана, Армении и России зафиксировало новые реалии в регионе. Стороны договорились остановиться на тех позициях, на которых они стояли 10 ноября. Баку и Ереван согласились на ввод в регион 2 тысяч российских миротворцев, которые встают между противоборствующими сторонами и берут под контроль Лачинский коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией.
В Азербайджане объявление о прекращении огня на описанных условиях вызвало ликование. Правда, нашлись и скептики, выражающие настороженность по поводу ввода исключительно российских миротворцев. При этом указывается, что миротворческие миссии РФ в Приднестровье и Грузии не привели к урегулированию конфликтов, а, напротив, заморозили их. Кроме того, в Грузии, мол, российские военные из миротворцев вовсе превратились в «карательные силы». Да и в период первой Карабахской войны в начале 90-х годов Москва активно помогала Армении.
Однако думается, что в случае с Азербайджаном ситуация существенно отличается. Об этом свидетельствует и нейтралитет России с первых дней войны, несмотря на ее договор о военном союзе с Арменией. Наблюдатели усматривают причины такой позиции Кремля в высоком уровне политического диалога и доверия между Москвой и Баку. То есть, Кремль вел себя, действительно, как посредник и не навязывал сторонам своих решений. По линии МИД РФ Москва сделала несколько предложений о прекращении огня. Однако Армения отклоняла их, пытаясь избегать обязательств по деоккупации азербайджанских территорий. Ереван согласился пойти на мировую, когда возникла реальная угроза потери всего Нагорного Карабаха.
Российский план, несомненно, устроил Азербайджан, поскольку Баку получил письменные обязательства Армении вернуть три района по установленному графику в течение 15 дней, и гарантом этих договоренностей является Россия.
Вместе с тем, достижение прекращения огня именно при посредничестве Кремля усиливает престиж и авторитет Москвы. То есть, РФ сделала это вне рамок сопредседательства в Минской группы ОБСЕ. Таким образом, другие сопредседатели – США и Франция, а их в лице и коллективный Запад – оказались, как говорится, в офсайде.
Москва продемонстрировала всему миру, что она способна развязывать сложные узлы. Мирный план Кремля, спасший Нагорный Карабах от полного поражения, отрезвил многих в армянском обществе, где после прихода к власти Никола Пашиняна усилились русофобские настроения. Еще совсем недавно в Армении проходили митинги против присутствия в стране российской военной базы, теперь в Ереване громят местные офисы Фонда Сороса и западных медийных рупоров, в частности, «Радио Свобода».
Присутствие российских миротворцев в Карабахе будет побуждать Баку к максимальному учету интересов России в регионе и двусторонних отношениях. Для Азербайджана это не проблема. Все неприятности в отношениях Баку-Москва всегда происходили на почве военной поддержки Кремлем Армении. Однако сейчас ситуация изменилась, и Россия, по сути, не мешала Азербайджану восстанавливать свою территориальную целостность.
Российские миротворцы очень активно приступили к исполнению пунктов плана по прекращению огня. С Кельбаджара при их контроле уже начался вывод армянских войск.
Обнадеживающим для Азербайджана является и сотрудничество российских и турецких военных в осуществлении миротворческой миссии. Хотя физически миротворческую операцию будут проводить только россияне, Москва и Анкара создали совместный мониторинговый центр по контролю выполнения плана по прекращению огня. Страны уже имеют опыт похожей совместной деятельности в Сирии.
В Армении, на Западе и в медийных и экспертных кругах России демонстрировалась жесткая и даже агрессивная реакция на политическую поддержку Турцией позиции Азербайджана. Это, в общем, продолжается и сейчас. Однако в Баку исходят из того, Анкара всего лишь требовала выполнения резолюций СБ ООН от 1993 года по выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана.
Многим очень хотелось столкнуть в Карабахе Турцию и Россию. В действительности, между Москвой и Анкарой не было конфронтации. Напротив, стороны постоянно контактировали друг с другом по линии МИД, оборонных ведомств и президентов.
Интересы Турции и России совпадали и в целях по выдавливанию из региона Запада. Оба государства сталкиваются с несправедливыми нападками со стороны Запада, и потому объективные национальные интересы требуют от них взаимодействия.
Таким образом, геополитическая картина региона сильно меняется. Здесь возрастает роль России, которая наряду с Арменией получила легальное военное присутствие еще в одной стране регионе – в Азербайджане.
Усиливаются на Южном Кавказе и позиции Анкары. Признание Москвой особой роли Турции и создание двумя странами совместной группы по мониторингу выполнения сторонами обязательств является для Анкары дипломатическим успехом. Де-факто Москва и Анкара становятся гарантами договоренностей. Если Москва выполняет миссию по обеспечению безопасности армянского населения, то задачей Анкары является соблюдение Ереваном обязательств по выводу войск и оперативной разработки политического соглашения об окончательным урегулировании конфликта.
В Баку надеются на то, что новые реалии будут побудят армянскую сторону в конце концов согласиться со статусом НК в составе Азербайджана. При этом Азербайджан рассчитывает на то, что этому будут способствовать ограничение экономических связей Нагорного Карабаха с Арменией, лишение военной поддержки из Еревана. Однако эти вопросы будут обсуждаться на последующем этапе. Сейчас главное – окончательно вывести конфликт из горячей фазы и создать условия для политического урегулирования.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте