Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Транзитной монополии Грузии ничего не угрожает. Пока...

Автор: Пресс-папье

Грузия была одной из самых заинтересованных сторон прекращения военных действий в Нагорном Карабахе, хотя бы исходя из того, что в стране проживают две довольно многочисленные диаспоры – азербайджанская и армянская, и существовала угроза того, что карабахские разборки могут перекинутся на грузинскую территорию.
О заинтересованности Тбилиси в прекращении военных действий между двумя соседними странами говорит и тот факт, что Российской Федерации было дано разрешение использовать воздушное пространство Грузии для переброски российского миротворческого контингента, который должен был обеспечить перемирие. Военно-транспортные самолеты северного соседа совершили через этот коридор 56 рейсов. Но после прекращения 44-дневной войны в грузинском экспертном сообществе задумались о следующем. Изучив трехстороннее заявление о прекращении боевых действий в Карабахе, грузинские аналитики отметили для себя пункт, где речь идет о разблокировании сообщения между Азербайджаном и Арменией. В первую очередь, между Азербайджаном и Нахичеванью через территорию Армении.
Напомним, что эта азербайджанская автономия с остальной территорией Азербайджанской Республики не граничит. В связи с этим в Тбилиси возник вопрос: а не приведет ли это в перспективе к созданию нового транзитного маршрута между Турцией и Азербайджаном – через территорию Армении? В этом случае Грузия может потерять функцию единственного транзитного коридора между Анкарой и Баку. Дальше больше, когда улягутся все военные страсти по Карабаху, может возникнуть новая конфигурация транзита с участием этих двух мусульманских стран и Арменией, при которой Тбилиси явно остается в стороне от большого транзитного пирога. Правда, остается железный географический аргумент – путь через грузинскую территорию короче, но все же…
Конечно, Тбилиси сохранит за собой нефтяной и газовый трубопроводный транзит, но вот транспортные грузопотоки, вернее, основные их объемы могут пойти через Армению.
Возможна ли такая перспектива? Сегодня это кажется маловероятным, т.к. до сих пор нет стопроцентных гарантий невозобновления военных действий между Ереваном и Баку. Но это в теории, а на практике сам факт присутствия российских миротворцев в Нагорном Карабахе практически исключает такую возможность. А может ли Ереван в перспективе найти общий язык с Анкарой? Гипотетически, может, даже с учетом негативного исторического опыта, связанного с геноцидом армян в Османской Турции. В истории подобные примеры есть, например, восстановленные отношения между США и Вьетнамом.
В случае восстановления армяно-турецких отношений, актуальным станет вопрос снятия транспортной блокады Армении со стороны Анкары. Такой сценарий, надо сказать, очень смущает Тбилиси, т.к. транзитная карта региона, как считают местные эксперты, может претерпеть существенные изменения, не в пользу Грузии.
В период существования Советского Союза железнодорожное сообщение между Турцией и СССР через территорию Армянской ССР уже существовало. После распада Страны Советов оно было прервано, однако железнодорожная магистраль, которая проходит через армянский город Гюмри, в прошлом Ленинакан, где, кстати, расположена крупнейшая в регионе 102-я российская военная база, находится во вполне технически пригодном состоянии.
Пока грузинской транзитной монополии на Кавказе ничего не угрожает, однако обоснованность опасений Тбилиси по поводу перспективы этого вопроса налицо. На горизонте уже маячит прямое транспортное сообщение между Турцией и Азербайджаном через Нахичевань. Интересно, что предпримет Грузия в направлении сохранения или даже расширения своего транзитно-транспортного потенциала? Может согласится на открытие железной дороги через Абхазию или сама предложит Еревану приемлемый для обеих стран вариант со своим участием?

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте