Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Запад наращивает «демократическое» давление на Армению, а Россия игнорирует реального претендента на президентский пост

Автор: Пресс-папье

Окончание условной политической весны в Армении ознаменовал конституционный марафон, одним из пунктов которого стала недавняя резолюция ПАСЕ. Под давлением Совета Европы и рабочей группы Венецианской комиссии были достигнуты соглашения относительно всех спорных вопросов по конституционным реформам в Армении. Согласно договоренностям, достигнутым с властями РА, до 7 июля доработанный текст проекта реформ будет отправлен Венецианской комиссии, которая представит по нему свое заключение 20 июля.
От Армении в обсуждениях принимали участие только представители власти в лице министра юстиции Давида Арутюняна, официального представителя президента страны по вопросу конституционных реформ Армена Арутюняна, а также по одному политику от партий, входящих в политическую коалицию парламентского большинства (Республиканская партия, Армянская революционная федерация-Дашнакцутюн, «Оринац еркир»).
Сам формат переговоров свидетельствует о том, что в Страсбурге хорошо поняли структуру армянской «партии власти» (здесь имеются в виду все политические и крупные лоббистские круги, поддерживающие режим Р. Кочаряна – ПП), где главным лицом является действующий президент.
По словам независимого эксперта Вардана Погосяна, результаты совместной работы «очень удовлетворительны». Достигнута договоренность относительно вопроса разграничения и равновесия между крыльями власти, в частности, о том, что президент страны отныне не может освобождать от должности премьер-министра. Такими полномочиями будет обладать только Национальное собрание (НС), которое может выразить недоверие правительству. Президент страны теперь имеет возможность всего лишь выйти с предложением об отставке премьер, но окончательное решение по данному вопросу может вынести только НС. Интересно, что отныне отказ парламента поддержать такую инициативу президента не влечет за собой автоматического роспуска законодательного органа республики.
Относительно принципа формирования правительства также достигнута договоренность, согласно которой, президент республики должен назначить премьер-министром человека, пользующегося доверием большинства парламентариев. Решение будет приниматься в результате консультаций, а не путем голосования.
Самые бурные дебаты в ходе двухдневных обсуждений развернулись вокруг вопроса о статусе Еревана и назначении мэра столицы Армении. Согласно договоренности, армянской Конституцией должно признаваться, что главный город страны является единицей местного самоуправления, и мэр должен избираться в соответствии с европейскими принципами местного самоуправления. Форма выборов – прямая или косвенная, будет урегулирована законом.
Конституционные изменения должны быть приняты не позже ноября с.г. на референдуме, который, согласно договоренности, не может быть совмещен с выборами в органы местного самоуправления (октябрь 2005).

Фактически, все достигнутые соглашения по своей сути являются реализацией принципов, на которых до начала процесса конституционных реформ настаивала парламентская оппозиция.
Руководство оппозиционной парламентской партии «Национальное единение» (лидер Арташес Гегамян) уже сделало заявление о том, что если «партия власти» действительно намерена выполнять соглашения, достигнутые с Венецианской комиссией, то парламентская фракция партии может принять участие в пленарных заседаниях НС по этому вопросу. Позиция другой оппозиционной парламентской фракции «Ардарутюн» («Справедливость») пока не заявлена, но она, скорее всего, будет продолжать свою линию – «партия власти» не имеет права вносить изменения в Конституцию страны на том основании, что она нелегитимна. Хотя, следует отметить, что представитель «Ардарутюн» Шаварш Кочарян (Национально-демократическая партия) неоднократно заявлял, что он «в целом удовлетворен» соглашением руководства Армении и ПАСЕ.
Все упомянутые уступки в конституционном процессе со стороны официального Еревана можно расценивать как свидетельство того, что президент Р. Кочарян вынужден пойти на попятную. В глазах своих политических союзников он проявил явную слабость, отойдя от заявленной ранее «жесткой позиции».
Слабость президента ощущают и его политические противники. Так, 24 июня на очередной съезд оппозиционного Национально-демократического союза (лидер экс-премьер Вазген Манукян) неожиданно пришли представители правящего парламентского большинства. Местные эксперты обращают внимание на то, что такого не было последние 5 лет. Примечательно, что АРФ-Дашнакцутюн (АРФД) и «Оринац еркир» (ОЕ) были представлены на уровне лиц, участвующих в принятии важных политических решений, а республиканцы – лидером молодежного крыла партии. Еще более интересным было то, что АРФД и ОЕ выступили на съезде с приветствиями. Все это, по мнению наблюдателей, является косвенным свидетельством того, что президент Р. Кочарян теряет контроль даже над своими сторонниками. Фигурально выражаясь, президентская политическая «удавка» явно ослабла.
Судя по всему, нынешняя ситуация стала результатом сложного политического процесса, важной частью которого явилось мощное внешнее давление на Роберта Кочаряна со стороны Запада. Причем, не только Совета Европы, но, и прежде всего, США. Прямое или косвенное западное давление на руководство Армении можно проследить по следующим событиям.
В заявлении заместителя госсекретаря США г-жи Элизабет Джонс (13 января 2005 года), формально адресованном России, американцы призвали Москву приложить «большие усилия» для урегулирования ситуации с «криминальными сепаратистскими режимами» Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. При этом, посол США в Армении дал разъяснения, что в Вашингтоне не имели ввиду нынешнее руководство Нагорного Карабаха. Таким образом, американцы недвусмысленно намекнули, что речь идет о действующем президенте Армении,
7 марта в Тель-Авиве полиция Израиля в рамках расследования дела об отмывании денег в 535-м отделении банка «Апоалим», произвела обыски с выемкой документов и задержания более 20 служащих этого отделения (в том числе заведующего и ряда начальников отделов). Как сообщил Второй канал израильского телевидения со ссылкой на источники, связанные с расследованием, у «неназванного главы государства СНГ» в этом отделении банка были открыты счета «для преступных целей». Часть армянских экспертов полагает, что этим «неназванным президентом» может быть президент Р. Кочарян,
16 марта мировые информационные агентства распространили сообщение о том, что ФБР США арестована преступная группа во главе с гражданином Армении Артуром Соломоняном. Она оказалась причастной к незаконному обороту оружия и боеприпасов. Официальный Ереван в лице Национальной службы безопасности начал активно сотрудничать в расследовании этого преступления на территории Армении. На минувшей неделе в США начался суд над группой Соломоняна, но его продолжение было перенесено на октябрь. Местные наблюдатели уверены, данное дело будет использовано американцами, если не как «политическая дубина», то, наверняка, как «политическая палка» для режима Р. Кочаряна. А готовность армянских спецслужб к участию в этом расследовании на отношении США к президенту РА, судя по всему, никак не отразится. Впрочем, как не улучшила его отправка армянских солдат в Ирак.
В деле о неудавшемся «покушении» на президента Дж. Буша во время его пребывания в столице Грузии (май 2005) фигурирует ручная граната армянского производства. Сейчас этот момент очень широко освещается в СМИ. Расследование ведется, в том числе, в США. Как и в «деле Соломоняна», задаются закономерные вопросы: откуда взялись оружие и боеприпасы? Могут ли они быть с армейских складов МО Армении? Тут можно «пришить» что угодно, тем более что, по некоторым данным, «дело с гранатой» будет использовано США для давления на руководство РА «на всю катушку».
За полтора месяца после завершения саммита лидеров стран Совета Европы президент Армении не имел ни одной встречи с первыми лицами других государств, за исключением лидеров стран-участников ДКБ СНГ. Эксперты в Армении считают, что данная ситуация напоминает политическую изоляцию.
Согласно утверждению некоторых неподконтрольных Р. Кочаряну печатных СМИ Армении, приезд в Ереван американского миллиардера Керка Керкоряна и мультимиллионера Джерарда Гафесчяна (май 2005) на самом деле был связан с тем, что бизнесмены предложили президенту РА «добровольно уйти в отставку в интересах армянского народа». Эта точка зрения не была опровергнута не только официальными лицами, но и подконтрольными властям Армении СМИ, в том числе, электронными.

Между тем, руководство РА очень беспокоят итоги поездки экс-премьер-министра Армении Арама З. Саркисяна в США (7-18 июня 2005). Там он, судя по всему, имел ряд встреч с высокопоставленными сотрудниками Белого дома и госдепартамента, а также с представителями армянской диаспоры в США. Правда, посольство США в Ереване попыталось развеять тревоги Р. Кочаряна и его команды, заявив что с экс-премьером беседовали по поводу развития демократии в Армении, а также об очередных парламентских (2007) и президентских (2008) выборах.
Однако эти заверения не успокоили не только власти, но и сторонников бывшего президента Левона Тер-Петросяна, которые через свои СМИ организовали политический прессинг на экс-премьера Арама З. Саркисяна. Таким образом, бывшая и нынешняя власти Армении действуют достаточно согласованно против лидера партии "Анрапетутюн" («Республика»). При этом сторонники Л. Тер-Петросяна полагают, что выбор Вашингтона в Армении уже сделан, и он оказался не в пользу их лидера, как того желали приверженцы первого президента РА, и даже не в пользу экс-министра иностранных дел Раффи Ованнисяна.
Безусловно, что все вышеупомянутое – только видимая часть айсберга. Поддержка Москвы, оказываемая Р. Кочаряну и его желаемому наследнику Сержу Саркисяну, по мнению местных наблюдателей, достаточно символична. Скорее всего, она обусловлена тем, что, в случае отставки Р. Кочаряна, у Кремля нет реально проходной кандидатуры в президенты РА. Конечно, если выборы будут честными и прозрачными. Российские поиски и прикидки ведутся сразу по нескольким направлениям, но ясности здесь пока немного.
Между тем, на взгляд многих местных политологов, Россия делает большую ошибку, отказываясь от работы с Арамом З. Саркисяном, т.к. в его политической команде есть весьма перспективный пророссийский блок, завязанный, в том числе, и на силовые структуры. От того, как поведет себя Москва в отношении Арама З. Саркисяна, во многом будет зависеть уровень влияния упомянутого блока в дальнейшем.

Развитие событий в Армении в обозримом будущем достаточно туманно. Так, по мнению некоторых представителей дипломатического корпуса Армении, «летний зной явно не способствует реализации революционных программ». С другой стороны, часть местных наблюдателей полагает, что «все может произойти достаточно спонтанно». Надо также учесть, что не за горами и осенние выборы в органы местного самоуправления, а также конституционный референдум, которые также способны поднять градус общественно-политической ситуации в республике.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте