Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Политическая элита Армении отворачивается от Москвы

Автор: Пресс-папье

Потеря партнеров для Кремля вполне вероятна, в частности, на Южном Кавказе, одном из наиболее важных геополитических регионов, где между собой тесно переплетены каспийская нефть, нерешенные межгосударственные и межнациональные конфликты, а также жесткое соперничество мировых держав.
Всего лет семь-восемь назад никто не сомневался в приоритетности роли Москвы на Южном Кавказе. Определяющую роль здесь играла историческая, политическая, ментальная, культурная общность России со странами региона. Однако в последние годы эта самая особая роль постепенно уменьшается. И уменьшается, главным образом, за счет усиления здесь позиций Запада, конкретнее, США.
В подобной ситуации Армения, в отличие от Азербайджана и Грузии, по-прежнему считается единственным военно-стратегическим союзником России на Южном Кавказе. На официальном уровне отношения двух стран характеризуются как имеющие стратегический характер. Так, в частности, во время довольно частых встреч президентов Владимира Путина и Роберта Кочаряна, постоянно констатируется, что между странами-союзниками нет никаких серьезных противоречий, а их отношения развиваются весьма динамично. Между тем, взаимоотношения между Москвой и Ереваном в последние годы не столь безоблачны и, по мнению местных наблюдателей, в ближайшее время могут стать даже "проблематичными".
В последнее время в армянском обществе и, особенно, в рядах политической элиты активизировались процессы, ведущие к изменению внешнеполитических приоритетов. За каких-нибудь два-три года политические круги Армении все чаще стали ставить под сомнение политику Москвы в отношении Еревана, а также довольно популярный в последние десятилетия лозунг "навеки с Россией". Параллельно с этим в политэлите РА стала крепнуть позиция, согласно которой будущее страны - в тесном сотрудничестве с Западом.
По мнению многих ереванских экспертов и политиков, эта ситуация обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Причем многие в Армении уверены, что основная ответственности за такой поворот в армянском менталитете ложится на Россию, проводящую по отношению к РА невнятную и непоследовательную политику. Часть из приведенных аргументов и претензий, возможно, российскому читателю покажутся чрезмерными или необъективными, но они присутствуют в общественном сознании, а следовательно имеют право быть озвучеными. Так же следует иметь в виду, что наиболее четко и остро формулируют свою критическую позицию в подобных вопросах представители политической элиты, в то время как основная часть населения в отношение политики России проявляет большую терпимость и доброжелательность. Влияние же на умы жителей республики со стороны элиты достаточно ощутимо.
Например, недовольство в армянском истеблишменте вызывает недостаточно серьезное отношение российских официальных кругов к государственному суверенитету Армении. Такие выражения, как "зона интересов", "форпост на Кавказе" возмущают и раздражают как руководство страны, так и общество в целом.
Выраженная активность российского бизнеса на территории Армении, которую в республике склонны характеризовать, скорее, как экономическую "агрессивность", также вызывает озабоченность населения и местного бизнеса. Ситуация, когда "скупаются", берутся в финансовое управление, приобретаются в обмен на государственный долг крупные предприятия энергетической отрасли и военно-промышленного комплекса РА, расценивается здесь как грубая экспансия, которая стала возможной в результате экономической беспомщности Армении. В подтверждение данного тезиса критики российских компаний указывают на то, что из пяти переданных россиянам экономических объектов, реально работает только Разданская ГРЭС. Остальные предприятия, несмотря на смену владельца, продолжают бездействовать.
Еще одним аргументом, используемым в качестве упрека в адрес России, является ее пассивность в финансировании дислоцированных в Армении пограничных войск РФ и российской военной базы. По мнению критиков, Москва могла бы увеличить долю своего участия в снабжении собственных войск, размещенных на армянской территории и выполняющих совместные задачи по защите южных рубежей Содружества.
По мнению армянских экспертов, с приходом к власти в РФ Владимира Путина, Москва стала вести "более сбалансированную политику" в двухсторонних отношениях с Арменией и Азербайджаном. В урегулировании нагорно-карабахского конфликта Кремль, как один из международных посредников, старается держать нейтральную позицию. При этом взаимоотношения между Москвой и Баку, по словам руководства этих государств, сегодня характеризуются как стратегическое партнерство. Естественно, Армении не нравится подобное сближение между этими странами. Особенно, армянское руководство раздражает сотрудничество Москвы и Баку в нефтегазовой сфере.
Серьезный общественный резонанс в Армении вызвали не так давно имевшие место армянские погромы в некоторых российских регионах. Подобные эксцессы имеют "далеко идущие последствия": немалая часть населения после подобных ицедентов начинает более негативно относиться к России.
Обращает на себя внимание то, что на уровне обществ отношение населения Армении и России к перспективам развития российско-армянских отношений претерпевает серьезные изменения. По данным опроса общественного мнения, проведенного недавно российским аналитическим центром Юрия Левады, лишь 9% опрошенных россиян считает Армению лучшим другом России. А по данным опроса общественного мнения армянской социологической службы Vox Populi, 72% жителей Армении выступают за вступление в Европейский Союз и всего 26% - за членство страны в СНГ. В пользу прозападной и пророссийской ориентаций страны выступает по 12% армянских респондентов. В то же время, среди простых граждан Армении явно негативного отношения к российскому военному или экономическому присутствию в стране эксперты не отмечают.
Постепенное ухудшение позиций России на Южном Кавказе, в целом, и в Армении, в частности, местные наблюдатели напрямую связывают с эффективной геополитической экспансией западных политических и военно-политических структур, в первую очередь, НАТО. Ее результат - выдавливание России из региона. Это в большей мере относится к Грузии, однако вывод российской военной базы из Ахалкалаки (армянонаселенный грузинский регион Самцхе-Джавахети), по мнению армянских политиков, весьма негативно сказывается на имидже Москвы, так как "в лице российских военных Армения видела гаранта безопасности армян, проживающих на территории Грузии".

Все вышеперечисленные претензии к России как к союзнику объясняют стремление Армении искать альтернативные пути для сотрудничества. Так, Ереваном в апреле в штаб-квартире Североатлантического альянса была официально представлена "Программа индивидуального партнерства с НАТО (IPAP)". Как отметил председатель парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и национальной безопасности Мгер Шахгельдян, этот документ получил в Брюсселе высокую оценку и охарактеризован как "прагматичный": "Участие в IPAP дает возможность создать долгосрочный стратегический план партнерства с НАТО, а также возможность модернизации политической системы".
Армянское руководство заявляет, что это вовсе не означает, что Ереван отказывается от своего членства в Организации Договора о коллективной безопасности и от военно-стратегического партнерства с Россией. Однако, по утверждению местных экспертов, речь идет о медленных практических шагах по интеграции Армении в евро-атлантические структуры.
Кроме того, о смене внешнеполитических ориентиров говорят и заявления некоторых представителей руководства Армении. Так, председатель парламента РА Артур Багдасарян заявил, что будущее Армении состоит не в союзе Россия-Беларусь, а во взаимодействии с Европой. Президент Роберт Кочарян более осторожен в своих высказываниях, но и он считает, что Европа - основной внешнеполитический вектор Армении.
Сегодня можно сказать, что проевропейские и особенно проамериканские настроения среди политического истеблишмента страны превалируют. Об этом говорит тот факт, что политики, которые еще недавно выражали свою лояльность к России, сегодня предпочитают ориентироваться на Вашингтон. Однозначно пророссийски настроенных политических сил в Армении по существу не осталось. С определенными оговорками к ним можно отнести провластную АРФ Дашнакцутюн и оппозиционные - партию "Новые времена" и Коммунистическую партию Армении.
Ряды же прозападных сил постоянно растут. Среди них - провластные "Оринац еркир", Республиканская партия, партия "Республика", оппозиционные Армянское общенациональное движение, а также почти все партии, которые входят в парламентский блок "Справедливость", партия Арташеса Гегамяна "Национальное единение", партия Раффи Ованнесяна "Наследие".
По мнению местных, наблюдателей причин тому несколько, но очевидно то, что Вашингтон своей военной, финансовой и политической мощью все глубже внедряется в Южный Кавказ, включая и Армению, в то время как Россия свои позиции в регионе теряет из-за собственной пассивности и отсутствия продуманной стратегии. Причем, многие эксперты сходятся во мнении, что Запад не особенно усердствует в вопросе переориентации Еревана, видимо, обоснованно считая, что неэффективная региональная политика Москвы и идущие в Армении внутриполитические процессы постепенно приведут к тому, что страна сама уйдет из-под влияния России.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте