Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Время искать альтернативу ОДКБ (19.05.2021)

Автор: Сюзанна Погосян

Уже пятый день, как Армения официально обратилась к ОДКБ и России с просьбой о нормализации ситуации, сложившейся после вторжения на армянскую территорию азербайджанских вооруженных сил. Единственная реакция, до сих пор последовавшая со стороны ОДКБ, это то, что они следят за ситуацией.
Политический обозреватель Степан Григорян в беседе с «Айкакан жаманак» отметил, что тем самым ещё раз был подтвержден непартнёрский подход ОДКБ.
«Отдельные страны ОДКБ находятся в прямом, тесном сотрудничестве с Азербайджаном, и они не пойдут на поддерживающие нас шаги. Об этом давно говорится. Во время апрельской войны 2016 года (в Нагорном Карабахе – ПП) стали очевидны многие проблемы, связанные с ОДКБ. Многие забыли, что в это время член Организации – Белоруссия – осудила Армению и поддержала Азербайджан. Хочу сказать, что для нас ОДКБ не является гарантией безопасности, об этом много говорилось. В то же время правительство правильно поступило, обратившись к ОДКБ и России», - сказал Григорян.
Он также напомнил, что Белоруссия, Таджикистан, Казахстан и Киргизия, будучи дружественными нам странами, сотрудничают с Турцией и Азербайджаном в рамках различных экономических и военных программ. Григорян заверил, что было наивным ожидать в подобных условиях, что эти страны сделают какой-то шаг в нашу пользу.
На вопрос, было ли обращение в ОДКБ формальным шагом для проверки партнерства, политический обозреватель ответил: «Я бы так не сказал. Для меня как эксперта было очевидно, я был уверен, что они нас не поддержат, да и не планируют поддерживать. Но для общества, для властей это был важный шаг, поскольку мы формально пока являемся членами ОДКБ. Власти не могут руководствоваться такими же предположениями, какими руководствуется эксперт, они должны иметь в виду конкретные факты. А фактом является то, что Армения – член ОДКБ. Нужно было ещё раз проверить данный рычаг, что и сделал и. о. премьер-министра, позвонив лидерам всех стран-членов ОДКБ. Но это не сработало, во всяком случае, до сих пор».
Что ожидалось от этой структуры или чего можно было ожидать? По мнению Степана Григоряна, ОДКБ могла бы сделать хотя бы формальное политическое заявление, к примеру, что призывает Азербайджан не обострять ситуацию.
К какому выводу мы должны прийти после того, как в очередной раз убедились в таком бездействии? Отвечая на данный вопрос, политолог заметил, что, поскольку на этот раз проблема относится не к территории Нагорного Карабаха, а, конкретно, к Республике Армения, должны быть предприняты шаги по выходу из ОДКБ или поиску альтернативы.
(…)
По словам Григоряна, концепцию, согласно которой, нас растерзают, если Россия откажется быть гарантом безопасности Армении, можно считать развалившейся.
«Арцахская (Карабахская – ПП) война и события в Сюнике показывают, что она развалилась, разрушилась. Согласно данной концепции, мы делаем всё, чтобы, если, не дай Бог, начнётся война, Россия нам помогла. Нынешние власти за три года не смогли бы изменить эту концепцию. Однако это не означает, что Армения должна ухудшать свои отношения с Россией, просто мы должны начать работать с третьими странами. Мы должны искать реального союзника, для которого агрессия против Армении будет означать агрессию против него. Подобное, кстати, предусмотрено статье 4 Договора о коллективной безопасности : «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства-участники настоящего Договора», - отметил Григорян.
Касаясь, конкретно, позиции России, с которой Армения подписала договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», политический обозреватель сказал, что многие не обратили внимания на комментарий заместителя министра иностранных дел России Андрея Руденко, который был весьма типичным в сложившейся ситуации.
«Он заявил, что Россия поможет Еревану и Баку в урегулировании напряжённости на границе, если с такой просьбой обратятся обе стороны – Армения и Азербайджан. То есть, Россия официально отказалась от своего партнёрского долга», - подчеркнул Григорян, добавив, что, если мы не сделаем выводы из подобного отношения, то это серьёзная угроза нашей независимости, нашей территориальной целостности.
С интересным анализом по данному вопросу выступил аналитик Грант Тер-Абрамян. Говоря о дилемме «Запад или Россия», Тер-Абрамян на своей странице в Фейсбуке написал, что он не может игнорировать ни западный, ни российский факторы. Тем не менее, «и Россия, и, тем более, Запад – далёкие для нашего региона силы».
«Таким образом, вопрос не в том, что мы не должны иметь отношений с Западом или Россией, тем более, враждовать с ними. Вопрос в том, что, когда мы строим свою безопасность, полагаясь на далёкие могущественные государства, это всегда приводит к кризисным ситуациям, которые даже если длятся недолго, приводят к большим потерям».
Именно в этом заключена суть закона исключения третьей силы, который сформулировал в своей публицистической статье под аналогичным названием Рафаел Ишханян (библиограф, филолог-языковед второй половины XX-го века – ПП), являющийся реальной философией независимости и безопасности Армении. Его смысл в следующем: 1. опираться на собственные силы, 2. выстраивать отношения с непосредственным окружением так, словно нет третьей, могущественной силы 3. и лишь достигнув этого, выстраивать отношения с далёкими могущественными странами. В этом и должен состоять план спасения сегодняшней Армении», - утверждает аналитик.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте