Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

В Киргизии вновь растет политическая напряженность

Автор: Пресс-папье

После президентских выборов 10 июля, в Киргизии главной темой местной политики стал вопрос: назначит или нет президент Курманбек Бакиев новым премьером своего партнера по предвыборному тандему Феликса Кулова? Перед выборами два самых влиятельных в республике политика договорились об альянсе на конкретных условиях – в случае своего избрания (а такой союз не оставлял шансов на победу какому-либо другому кандидату), К. Бакиев гарантированно назначает Ф. Кулова премьером. Сегодня уже можно сказать, что этот альянс дал именно тот результат, который от него ждали.
Различные социологические опросы, проводившиеся в ходе избирательной кампании, показывали, что по одиночке ни Бакиев, ни Кулов не являлись абсолютными лидерами президентской гонки. На главный пост страны претендовало около 30 кандидатов. Подавляющее большинство из них не были влиятельными политиками республиканского уровня, но именно они «делали политику» на местах. Следует заметить, что в регионах даже подотчетная К. Бакиеву исполнительная власть не имела реальных рычагов воздействия на электорат. В политической элите Киргизии все понимали, что борьба на выборах реально может вестись только между южанином К. Бакиевым и северянином Ф. Куловым. В обществе было четкое понимание и того, что предвыборная «война между Севером и Югом» может привести страну к войне гражданской. Именно поэтому многие в республике считали, что выходом из создавшейся, фактически, патовой ситуации может стать компромисс в виде «альянса титанов» киргизской политики.
Кстати, и многие из претендентов на президентское кресло заявляли об отказе от своих предвыборных амбиций в случае создания такого политического союза. С появлением тандема Бакиев-Кулов, авторитетный на Юге политик и бизнесмен, депутат парламента Баяман Эркинбаев сразу заявил об отказе от своих притязаний на президентство. В свою очередь, на Севере другой влиятельный политик, врач-нарколог Женишбек Назаралиев также снял свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Были и другие, не менее известные «отказники».
После заключения этого союза, предвыборная ситуация стала меняться в сторону определенности и стабильности. В частности, на Севере, в Бишкеке, Чуйской, Таласской и Иссык-Кульской областях Киргизии положение К. Бакиева как кандидата в президенты заметно улучшилось, что местные эксперты объясняют поддержкой Ф. Кулова. В северных регионах его рейтинг, в отличие от южных, всегда был весьма высок. В свое время, политик был мэром Бишкека и губернатором Чуйской области. В 2000 г. по избирательному округу Таласской области Кулов баллотировался в качестве кандидата в депутаты. Правда, выиграв выборы, по решению суда он был лишен законного мандата под надуманным предлогом.
Итак, фигура Ф. Кулова, несомненно, способствовала победе южанина К. Бакиева на Севере страны. Этот вклад в успех партнера имел свою политическую цену. Как и обещал до выборов нынешний президент, сразу после своей инаугурации он подписал указ о назначении Ф. Кулова и.о. премьер–министра. Видимо, для подстраховки, К. Бакиев лично присутствовал в парламенте и при утверждении народными избранниками кандидатуры нового главы правительства. В результате, более 50 депутатов поддержали назначение Ф. Кулова на эту должность. «Против» проголосовало всего 8.
По мнению местных наблюдателей, положительное для Ф. Кулова решение законодателей было определено еще в марте. Тогда, сразу после «тюльпановой революции» именно его твердое заявление о том, что парламент должен работать в том составе, в каком он был избран на последних выборах, позволила большинству нынешних депутатов сохранить свои мандаты. Это был рискованный, но дальновидный шаг нынешнего премьера. Именно он поставил точку в яростной дискуссии о необходимости проведения еще одних парламентских выборов. Наверняка, после них большинство сегодняшних парламентариев остались бы вне стен высшего законодательного органа страны. Исходя из этого, вполне очевиден ответ на вопрос: кого, как не своего благодетеля, депутаты могли поддержать в столь ответственный для того момент?
Есть еще один момент. Депутатскому корпусу вряд ли хочется оставаться один на один с новым президентом. Тем более что на особую любовь и милость главы государства пестрый парламент Киргизии вряд ли может рассчитывать. В этой связи, в политической элите республики ходят разные слухи. Хотя К. Бакиев не раз заявлял, что в его планы не входит досрочный роспуск Жогорку Кенеша (парламента), кое-какие тревожные для депутатов процессы все же начались. Например, подписи граждан КР под требованием о роспуске парламента в настоящее время энергично собирает известный киргизский правозащитник Топчубек Тургуналиев. В его распоряжении уже есть 20 тыс. подписей жителей республики, осталось собрать еще 100 тыс.

Если с фигурой премьера уже все ясно, то перспектива утверждения в парламенте КР структуры правительства выглядит весьма туманно.
По нынешней Конституции КР, президент назначает не только министров, но даже глав районных администрации. Ф. Кулов же является сторонником того, чтобы вопросы управления правительством и регионами входили в сферу ответственности главы кабинета министров, а президент занимался бы внешней политикой и вопросами укрепления обороноспособности страны. Между тем, президентский проект структуры правительства (по некоторым данным, его основным разработчиком является Кубат Каниметов, зав. отделом экономики в администрации президента КР), который, как ни парадоксально, вынужден по должности защищать Ф. Кулов, предусматривает упразднение и реорганизацию ряда министерств и ведомств, а другие перераспределение полномочий между различными госструктурами республики. Кроме того, проект предполагает, что такие силовые ведомства, как Служба национальной безопасности, Национальная гвардия, Служба госохраны, Агентство по контролю над оборотом наркотиков, Служба финансовой полиции, а также Нацбанк, Счетная палата, создаваемые национальная компания «Кыргыз темир жолу» («Киргизская железная дорога») и национальная авиакомпания «Кыргызстан» станут подчиняться центральным органам власти, руководители которых будут назначаться президентом. Большинство депутатов киргизского парламента уже высказывалось против президентских планов реформирования правительства, заявляя, что они «принципиально не отвечают» современным требованиям. Вместе с тем, парламентарии предлагают правительству и администрации президента создать согласительную комиссию и выработать общий вариант структуры кабинета министров.
Несмотря на то, что премьер-министр по-прежнему настаивает на принятии президентского варианта правительственной структуры, в депутатском корпусе сильны ожидания того, что Феликс Кулов все же согласится с доводами парламента. Там полагают, что непонятная позиция премьера, когда он защищает заведомо проигрышный для себя проект правительственной структуры, является вынужденным политическим маневром, предпринимаемым ради сохранения стабильности в отношениях между тремя ветвями республиканской власти.
Существует также мнение, что К. Бакиеву не следовало бы форсировать процесс структурных реформ перед началом осенних сельхозработ и в условиях подготовки к зиме. Выработку структуры правительства целесообразнее было бы начать к исходу зимнего периода, когда правительство при его существующей структуре справиться с первоочередными задачами, стоящими перед страной.
По некоторым данным, в недрах киргизского руководства все-таки обсуждался иной вариант правительственной структуры, авторство которого принадлежит Ф. Кулову. Более того, он оказался весьма близким к проекту, предлагаемому парламентариями. Однако то упорство, с каким премьер защищает правительственную структуру К. Бакиева, может свидетельствовать о его нежелании именно сейчас (не те силы, нет дееспособной команды, нет ясности в вопросе потенциала оппонентов) вступать в борьбу за доходные отрасли экономики, поскольку это неизбежно приведет к политическому кризису в стране. Кроме того, Ф. Кулов стремится разграничить сферы ответственности своего правительства и администрации президента для того, чтобы четко определить взаимоотношения двух центров власти.
Между тем Феликс Кулов заявил журналистам, что «обсуждение вопроса о структуре правительства не приведет к кризису в республике». «Идет нормальный процесс обсуждения, каждый из депутатов высказывается и к их мнению мы должны относиться уважительно», - отметил он.

Пока в создающемся правительстве «команды Кулова» не просматривается. По мнению ряда экспертов, в будущем состав кабинета министров Киргизии наверняка претерпит изменения. По прогнозам местных экспертов, свои портфели сохранят не более половины нынешних и.о. министров. Причем, силовой блок правительства (глава Службы национальной безопасности Таштемир Айтбаева, министр обороны Исмаил Исаков, министр внутренних дел Мурат Суталинов), который курирует лично президент, останется без изменений.
Уже сегодня понятно, что Ф. Кулов вряд ли сработается с и.о. вице-премьеров по экономике Данияром Усеновым и социальной сфере Адаханом Мадумаровым. На заседаниях правительства между ними уже возникают конфликты. Премьер считает, что заместители хотят столкнуть его с президентом. Возможно, что место Д. Усенова займет бывший вице-премьер по инвестициям Джоомарт Оторбаев. Он более известен западным инвесторам и считается умеренным политиком.
Министром промышленности и экономического развития уже назначен известный в республике политик Алмазбек Атамбаев, который считается сторонником Ф. Кулова. Руководителем аппарата правительства является бывший госсекретарь, министр здравоохранения и губернатор Чуйской области Накен Касиев. По некоторым данным, этот опытный чиновник, работавший долгое время в команде А. Акаева, был назначен в команду Ф. Кулова лично президентом и, судя по всему, призван быть в кабинете министров «глазами и ушами» К. Бакиева.

Местные политологи считают, что тандем Кулов-Бакиев очень нестоек, и в скором будущем Киргизия может повторить негативный опыт Украины. По оценкам разных экспертов, альянс между президентом и премьером продлится от трех месяцев до года. До сих пор Ф. Кулову пришлось несколько раз уступать К. Бакиеву, соглашаясь с предложенными ему кандидатурами министров. Но, судя по всему, в будущем премьер намерен воспользоваться этим в своих интересах. Например, для укрепления своих позиций через избавление от бакиевских «чужаков» в кабинете министров и расстановку там своих людей. Свидетельством такой тактики можно считать недавнее предупреждение Ф. Кулова о том, что «максимум через полгода», он намерен спросить со всех руководителей ведомств насколько они эффективно работали.
Данная позиция уже вызывает сопротивление со стороны «бакиевцев», которые, судя по всему, догадываются, к чему клонит Ф. Кулов. Именно этим эксперты объясняют недавнее «контрзаявление» главы администрации президента КР Усена Сыдыков, который является одним из наиболее влиятельных чиновников бакиевской администрации. Он, в частности, считает, что «за полгода человек не сможет полностью проявить себя», и «нужен, по крайней мере, год, чтобы оценить работу чиновника, занимающего ответственную должность».
Пока сложно сказать к каким последствиям может привести эскалация политического противостояния. Но уже сейчас видно, что ни Бакиев, ни Кулов не намерены «просто так» делится своими властными полномочиями. Пока же идет становление их окружения и выстраивание отношений каждого из них с влиятельными региональными кланами, от поддержки которых будет зависеть исход их будущих схваток за власть в стране.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте