Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Победит ли Москва Анкару в борьбе за Баку? (28.07.2021)

Автор: Кероб Саргсян

Циркулируют слухи о том, что президент России Владимир Путин во время недавних визитов в Москву Никола Пашиняна и Ильхама Алиева предоставил им какие-то карты (армяно-азербайджанской границы – ПП). На основе этих разговоров муссируется версия о том, что Путин имеет какие-то конкретные схемы в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, превратил их в карты и предоставил сторонам.
Сказать, что история с картами (по некоторым данным, Генштаба России – ПП) – сенсационное событие, было бы неправильно. Более того, Россия даже официально прямо намекнула на это. В частности, во время московского визита Алиева официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что «на армяно-азербайджанских рубежах устойчивую деэскалацию может обеспечить только безотлагательный запуск работ по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном с ее последующей демаркацией».
«Мы готовы подкрепить эти усилия имеющейся у нас картографической информацией. Российской стороной подготовлен ряд документов, которые способным перевести обсуждения в конструктивное русло. В настоящее время контакты по этой тематике продолжаются по линии МИД и министерств обороны, а также по линии пограничных служб трёх стран».
Пожалуй, всё понятно. Что означает, по словам Захаровой, «имеющаяся у нас картографическая информация», догадаться несложно. Именно в Москве созданы и хранятся официальные карты, показывающие, как во времена СССР проходили границы между союзными республиками, в том числе, между Арменией и Азербайджаном. То есть, если на основе этих карт союзные республики находились в составе СССР, значит именно в этих границах они и вышли из Советского Союза. Конечно, не считая тех территорий, вокруг которых существуют споры. Иными словами, если Путин передал какие-то карты, то можно предположить, что речь идёт именно о «картографической информации».
Сказанное имеет свою логику. Речь идёт о следующем. То, что из-за нынешней напряжённости на армяно-азербайджанской границе процесс, который Москва пыталась продвигать с момента принятия двух трёхсторонних заявлений (лидеров России, Армении и Азербайджана – ПП), застопорился, это факт. Если Москва желает, чтобы транспортные коммуникации между Арменией и Азербайджаном начали функционировать, то сначала должна быть внесена ясность в целый ряд простых вопросов. К примеру, для того чтобы иметь межгосударственную дорогу, необходимо чётко зафиксировать, где она проходит из одного государства в другое. Ведь есть проблема, скажем, установления таможенных пунктов. Или, если у России есть договорные обязательства по защите границ Армении, то сначала нужно уточнить, какова эта граница, и так далее. В итоге, чтобы ситуация стабилизировалась, все понимают, что необходимо соглашение об армяно-азербайджанском примирении (будет ли решён Карабахский конфликт в рамках этого документа или оставлен на будущее – другая сторона вопроса).
Для достижения подобного соглашения предварительный шаг – тот же: определить, где проходит граница. А без этого, даже если бы Москва попыталась бы с помощью механизмов давления добиться запуска одной-двух дорог между Арменией и Азербайджаном, то не имела бы никаких гарантий, что через неделю или месяц они снова не закроются.
То, что, начиная со вторжения азербайджанцев в зону Чёрного озера (в Сюникской области Армении – ПП), Россия пытается сконцентрироваться и сконцентрировать стороны именно на демаркации границы, было очевидно ещё в те дни, исходя из нескольких заявлений министра иностранных дел Сергея Лаврова. И чувствуется, что за это время Азербайджан пытался сделать основой имеющиеся у себя карты, а Армения – свои, что не могло привести к результату. И в данной ситуации единственным решением, которое может продвигать Москва, является представление союзных карт, которые будут выполнять функцию «эталона».
(…)
Запад также явно пытается активно разыграть армяно-азербайджанскую пограничную тему. До такой степени, что, с одной стороны, Европа обещает (Армении – ПП) миллиарды, а, с другой, например, американский посол в Армении едет на армяно-азербайджанскую границу в Варденисе. Наконец, Турция также изначально с большим интересом следила за идеей «Зангезурского коридора», который был даже назван «Тюркским коридором».
То есть, если в нынешней ситуации русские смогут решить проблему границ, армяно-азербайджанского мирного соглашения и коммуникаций, возникает вопрос: смогут ли после этого они сохранить контроль над регионом? Или Азербайджан поспешит побежать в турецкие «братские объятия». В свою очередь, Запад за несколько миллиардов привлечёт Армению на свою сторону? И после всего этого в повестке появится следующий вопрос: если нет какого-либо конфликта, что здесь делает Российская армия? То есть, Москве нужны чёткие гарантии того, что ситуация в не будет развиваться по этому сценарию. А для этого необходимо, чтобы Баку официально был связан с российским геополитическим вектором.
Говорить о том, что представители российской элиты в последние недели часто высказываются, в частности, о предоставлении Азербайджану, к примеру, статуса наблюдателя в ОДКБ, повод мы уже имели. Отметим, что именно при таких договорных обязательствах Москва будет иметь какие-то гарантии того, что Алиев, получив стабильную ситуацию, не бросится в объятия Эрдогана.
Конечно, есть и впечатление того, что Турция остаётся предпочтительным партнёром для Азербайджана. Однако та ситуация, которая на данный момент фактически сложилась в армяно-азербайджанских отношениях, откровенно делает движение Баку в направлении Турции смертельно опасным. И карты, переданные Путиным, для Алиева могли быть ещё одним напоминанием об этом. То есть, вот это – конкретная граница, если будет переход в противоположную сторону, вмешается Российская армия. При этом та же армия стоит и в Нагорном Карабахе, и, что самое опасное (для Баку – ПП), и на северных границах Азербайджана.
Возможно, Алиев надеялся на то, что Эрдоган, противопоставив собственную армию (России – ПП), сможет предложить решения. Но факт в том, что после ряда весомых обещаний Эрдоган, похоже, решил охладить военные страсти в отношении России. Во всяком случае, зафиксируем следующий факт: в период последних московских визитов Пашиняна и Алиева в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта Россия проявила себя как единственный посредник. А вот из Анкары не было услышано ни слова в адрес Москвы о том, что без нее никаких решений не будет. Как понимать такое молчание Турции – тема для отдельного разговора. Однако факт в том, что в случае подобного молчания, когда Алиев будет просматривать переданные Путиным карты, он должен ещё раз задать себе вопрос: помимо выгоды, какое направление более реалистичное и безопасное – российское или турецкое?
Таким образом, именно вовлечение Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС станет для Москвы чёткой гарантией того, что открытие границ (Азербайджана – ПП) с Арменией не приведёт к опасным процессам. То есть, находясь в ОДКБ, Азербайджан будет пребывать вместе с Турцией на противоположном военном полюсе. Правда, это не означает турецко-азербайджанскую вражду, более того, нынешний уровень двусторонних отношений сохранится. Но в плане глобальных военных сдвигов, руки Баку останутся связанными. С другой стороны, если Армения попытается пойти в европейском направлении, то вновь окажется по разные стороны барьера с Азербайджаном, то есть опять почувствует необходимость в России.
А работы по демаркации границ Москва, пожалуй, продолжит продвигать вперед, чтобы в нужный момент быстро активизировать весь процесс. В любом случае, складывается впечатление, что у Москвы есть серьезные шансы на успех в борьбе с Анкарой за Баку.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте