Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Какой сценарий Москва приготовила для нашего региона? (08.10.2021)

Автор: Кероб Саргсян

(…)
Азербайджанская сторона продолжает активно говорить о своих договорённостях с Николом Пашиняном. К примеру, Алиев открытым текстом заявил: «Мы готовы начать переговоры с Арменией о подписании мирного договора, демаркации, открытии коммуникаций. Этот процесс частично начался».
Что означает «процесс частично начался»: переговоры или открытие коммуникаций – воздушных границ Армении? С другой стороны, все понимают, что решение упомянутых Алиевым вопросов зависит от мировых игроков, но отнюдь не от Армении и Азербайджана. И неслучайно, что, услышав в Тегеране оправдания (министра иностранных дел Армении – ПП) Арарата Мирзояна и детально объяснив позицию Ирана, глава иранского МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян отправился в Москву для переговоров с Сергеем Лавровым.
Кстати, судя по российским соцсетям, там присутствует довольно большая ревность к армяно-иранским отношениям. И это нормально, поскольку у некоторых комментаторов наблюдается определённое отступление от печально известных настроений, типа «куда Армения денется?». Уйдет в направлении Ирана, который способен решать проблемы, как безопасности, так и дальнейшего развития Армении. В результате, после встречи со своим иранским коллегой наблюдались определённые изменения в нюансах и у Лаврова. К примеру, если до этого Москва демонстрировала некоторую прохладу в своем отношении к выдвинутой прежней администрацией Ирана инициативы «3+3» в Закавказье, то есть, формата решения региональных вопросов с участием России, Ирана и Турции, с одной стороны, и Армении, Азербайджана и Грузии, с другой стороны, то на сей раз глава МИД РФ сам её продвигал. Он явно намекнул на то, что Москва выступает против эскалации напряженности в регионе, тем более, против подобных шагов со стороны внешних игроков, в то же время подчеркнув, что Тегеран положительно относится к этой инициативе. Такое же отношение фиксируется в Азербайджане и Турции. Как сказал Лавров, «Работаем с нашими армянскими коллегами. Рассчитываем, что и Грузия, несмотря на все переживаемые ею проблемы, сможет увидеть свой коренной интерес».
Однако проблема состоит в том, что, конкретно, собой представляет такая структура. Предпринимается попытка создать какой-то механизм, посредством которого можно «согласовать решения» регионального характера и найти консенсусные решения? Но насколько это реально, когда у региональных сил есть иногда диаметрально противоположные интересы?
Между тем, говоря о подобном «весьма демократическом» механизме, Лавров также напомнил, что год назад именно Москва сыграла решающую роль в том, чтобы остановить конфликт в Нагорном Карабахе и подписать трёхстороннее заявление президентов Азербайджана, России и премьер-министра Армении, в соответствии с которым, в данном регионе развернут российский миротворческий контингент.
«Кроме того, в этом же совместном заявлении содержались принципы, которые определяют совместные шаги по продвижению урегулирования, включая работу по разблокированию всех транспортных коммуникаций, по разблокированию всех экономических связей в этом регионе, от чего выиграют не только Армения и Азербайджан, но и Грузия. От этого также выиграют Иран, Россия и Турция как ближайшие соседи этих трёх республик», - сказал Лавров.
Но если напомнить, что конкретно документ предусматривает, и что по региональным коммуникациям Россия будет иметь функции контроля и гаранта безопасности, то формат «3+3» выглядит уже иначе. То есть, когда коммуникации начнут действовать под российским контролем, ими для своих экономических интересов могут воспользоваться все заинтересованные страны. Москва также будет гарантом того, что этот экономический интерес не превратится в военный, во влияние и т.д. Наконец, в рамках данного механизма не будет разрешено вмешательство других крупных внешних сил, к примеру, таких, как Израиль и Великобритания.
Такой механизм, пожалуй, вполне приемлем для Ирана. Об этом свидетельствует также тот факт, что Тегеран ведет подготовку к официальному вступлению в Евразийский экономический союз. К тому же, граница Ирана с Арменией – это также граница с ЕАЭС.
Но приемлем ли этот сценарий для Баку и Анкары? Тем более, когда имеются в виду известные связи этого тандема с британо-израильским направлением. Также не будем забывать недавнее «досье Пандоры», которое показало, что Алиев только в Великобритании имеет недвижимости на полмиллиарда долларов, и ему есть что терять. И если он не согласится с формулой «3+3», то может ли он получить конфликт с Ираном и Россией, даже несмотря на поддержку Турции, Великобритании и Израиля?
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте