Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Карабахская проблема – не геополитическая разменная монета (14.06.2022)

Автор: Армен Варданян

Беспрецедентные по масштабам антироссийские санкции, введенные из-за украинского кризиса, поставили на одну сторону геополитического водораздела Москву, а на другую – Европу и США. Последние пытаются распространить свои ограничения на всё российское, превратив Россию в изгоя.
В странах, представляющих Североатлантический альянс, к санкциям не присоединилась только Турция. Анкара заявила, что, в противном случае, она не могла бы играть роль посредника между Украиной и Россией. На самом деле, Турция, оставаясь для РФ единственным окном выхода на Запад, получает огромные выгоды для своей экономики, которая переживает глубокий кризис.
В условиях напряжённых отношений активизировались посреднические усилия и действия по установлению стабильности и прочного мира в армяно-азербайджанских отношениях. Урегулирование существующих в регионе проблем и разблокирование путей сообщения исходит из интересов всех стран Закавказья и, в первую очередь, Армении, которая более 30 лет имеет закрытые транспортные пути на запад и восток. Они могут быть открыты только в случае урегулирования региональных проблем. Но, с другой стороны, историческая аксиома заключается в том, что отношения регулируются в том случае, когда сведены к минимуму противоречия между данными странами, а существующие конфликты получают основательное решение.
Сегодня и Запад, и Россия активно подталкивают Армению и Азербайджан к заключению мирного договора. Однозначно, это возможно только в случае решения вопроса права народа Республики Арцах (Нагорного Карабаха – ПП) на самоопределение. Если страны-посредники пытаются рассматривать отношения между Арменией и Азербайджаном отдельно от урегулирования карабахской проблемы, что логично и обоснованно, то параллельно должны начаться переговоры о статусе Нагорного Карабаха. И это должно быть сделано под эгидой Минской группы ОБСЕ (её сопредседателями являются Россия, США и Франция – ПП).
Для достижения вышеуказанных целей необходимо обеспечить нормальный переговорный процесс, а это будет возможно в том случае, если армяно-азербайджанские отношения и уточнение статуса Карабаха окажутся вне поля противоречий между РФ и Западом. Превращение процесса урегулирования в разменную монету этого противостояния недопустимо и является прямым ударом по установлению мира и стабильности в регионе.
Сегодня Европейский совет стимулирует интенсивные переговоры вокруг установления мира, демаркации и делимитации границы. Между тем, околокремлевские эксперты, представители аналитических центров России оценивают эту активность как направленную против интересов Москвы. Они обосновывают своё мнение тем, что Брюссель всячески игнорирует факт того, что третью карабахскую войну (2020 года – ПП) удалось остановить только усилиями РФ. Российские эксперты удивлены тем, что в заявлениях, прозвучавших после трёхсторонних встреч в Брюсселе (Никола Пашиняна, Ильхама Алиева под патронажем председателя Европейского совета Шарля Мишеля – ПП) при поддержке США, вообще нет упоминания России, в то время как на линии соприкосновения Карабаха и Азербайджана, обозначающей этот региональный конфликт, стоят российские миротворцы. Несмотря на то, что после брюссельских встреч главы Армении и Азербайджана в своих заявлениях подчеркивают роль Москвы, это не смягчает проявляющиеся противоречия между Россией и Западом в карабахском вопросе, как и во всех других геополитических темах.
Несомненно, безопасность народа Карабаха сегодня гарантируют российские миротворцы, и их игнорирование в региональном процессе урегулирования приведёт процесс в тупик, со всеми вытекающими опасными последствиями. Для сглаживания региональных проблем должны быть соотнесены интересы всех посредников. Иными словами, должен быть полностью задействован формат Минской группы. Нынешняя логика процессов подсказывает, что это будет возможно только после прекращения украинской войны. А до этого задача номер один – сложнейшую карабахскую проблему максимально держать на дистанции от сегодняшнего противостояния Россия-Запад. Это возможно в контексте той реальности, которая сложилась на начальном этапе украинского кризиса, когда государства-члены Минской группы по отдельности, но с одной целью и повесткой осуществляли свои посреднические функции, не игнорируя усилия других посредников.
Геополитические противоречия не должны мешать процессам урегулирования армяно-азербайджанских отношений и решения вопроса судьбы народа Карабаха. Тем более, что все посредники говорят об одном и том же – о необходимости прочного и окончательного урегулирования проблемы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте