Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Обманчивое спокойствие армянской осени

Автор: Пресс-папье

Приближающийся референдум по конституционным изменения в Армении выглядит не таким «звучным» событием, как например, прошедшие парламентские выборы в соседнем Азербайджане. Однако нынешнее спокойствие и стабильность в республике могут оказаться обманчивыми.
Референдум назначен на 27 ноября. Его проведения настойчиво добивался Запад. Армянской «партии власти» он, собственно, не особенно-то был нужен. После череды «цветных революций» на постсоветском пространстве, логика подсказывала ей, что проведение любых общенациональных мероприятий, связанных с голосованием, лучше свести к минимуму. Тем более что, несмотря прессинг, организованный властями после апрельских событий 2004 года, оппозиция постоянно демонстрировала готовность при первом же удобном случае вновь вывести своих сторонников на улицы.
Однако с осени 2004 года руководство Армении, не по своей доброй воле, оказалось втянутым в затяжной политический процесс, инициированный Советом Европы. Используя тактику «кнута и пряника» и основываясь на взятых Арменией обязательствах при вступлении СЕ, Страсбург добился согласия армянских властей на проведение конституционного референдума – «венца» конституционных реформ в стране.
В мае 2003 года «партия власти» уже пыталась «протащить» на конституционном референдуме поправки к Основному закону страны, но тогда представленный проект изменений не прошел, т.к. не набрал нужного числа голосов избирателей.
Ситуацию с проведением нынешнего референдума под свой плотный контроль взяла Европа. Сроки данного мероприятия европейцами Армении были фактически навязаны. Попытка «партия власти» провести референдум в октябре, т.е. объединить его с выборами в органы местного самоуправления, была ими же пресечена. Одновременно были запущены и другие процессы. Венецианская комиссия СЕ сначала решительно отвергла наиболее одиозные конституционные изменения, предложенные парламентским большинством и командой президента Р. Кочаряна, но после того, как был обеспечен их минимальный «демократический стандарт», дала свое согласие.
Европейцы фактически вынудили армянскую оппозицию, которая до этого бойкотировала пленарные заседания парламента, принять участие в дебатах по конституционным изменениям во втором и третьем чтениях. Послами стран ЕС и США, а также рядом европейских функционеров различного уровня была проведена, своего рода, PR-кампания, в процессе которой ими с выгодной стороны рекламировались вынесенные на референдум поправки в Основной закон. При этом независимые эксперты заявляют, что часть вносимых в Конституцию изменений «вызывает серьезные вопросы». В целом же, руководству Армении удалось добиться одобрения выгодных для себя формулировок, что признает и оппозиция.
Однако, как только была определена дата референдума, а затем и сформулирован вопрос, на который должны ответить армянские избиратели, западные «промоутеры» референдума начали больше говорить о том, что их больше интересует демократичность процедуры проведения референдума, а не его содержание.
В связи с этим, местные наблюдатели делают вывод о том, что, скорее всего, предстоящее голосование было задумано как «политическая мышеловка», имеющая своей целью создать условия и предлог для неких последующих политических акций внутри страны. Дело в том, что нынешнее соотношение сил на политической арене Армении и настроения армянского общества таковы, что реально получить требуемые 800 тыс. голосов «за» (именно столько составляет 1/3 часть от зарегистрированных избирателей по результатам парламентских и президентских выборов 2003 года), является для «партии власти» «неподъемной» задачей. В этой ситуации для властей республики есть две альтернативы: фальсификация итогов голосования с получением «нужного» результата и проведение «честного и прозрачного» референдума с заведомо отрицательным и опасным для себя итогом. В любом случае, оппозиция получает возможность апеллировать к общественности внутри страны и мировому сообществу за ее пределами, настаивая на необходимости смены руководства страны, фактически провалившего референдум.
Политологи отмечают отсутствие единой политической линии внутри армянской «партии власти» по вопросу видения путей решения стоящей перед ней задачи. С одной стороны, заявления министра обороны Сержа Саркисяна и министра иностранных дел Вардана Осканяна свидетельствуют о том, что власти готовы к тому, что на референдуме по конституционным изменения будет дан отрицательный ответ, а, с другой стороны, в исполнительной вертикали власти запущены такие процессы, которые свидетельствуют о том, что итоги референдума будут сфальсифицированы.
Открытая фальсификация результатов референдума представляется наиболее опасным для страны вариантом развития событий. В этом случае, руководство Армении ждут «серьезные проблемы» в отношениях с Западом. С другой стороны, провал на референдуме конституционных поправок не сможет пройти без последствий для «правящего дуэта» – Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. Республиканское общество наверняка воспримет его как вотум недоверия властям. Очевидно, что и на Западе отношение будет аналогичным.
Учитывая то, что во время предыдущего конституционного референдума, проводившегося два с половиной года назад, Р. Кочарян сделал все, чтобы абстрагироваться от его «неудобных» результатов, вполне возможно, что он вновь поступит аналогичным образом. Здесь следует иметь в виду, что, хотя провластная партийная коалиция (АРФ Дашнакцутюн, Республиканская партия, «Оринац еркир») фактически не является автором конституционных изменений, формально именно она несет политическую ответственность за результаты референдума. Поэтому вероятность того, что Р. Кочарян, в случае возникновения претензий по проведению голосования, выберет коалицию в качестве «козла отпущения», реально существует. В этом случае, президент выходит из ситуации «весь в белом» и получает право относительно беспроблемно общаться с Советом Европы.
С другой стороны, «нет» на референдуме оппозиция не сможет напрямую связать с Р. Кочаряном, а главой государства это обстоятельство, напротив, может быть использовано для роспуска Национального собрания с последующим проведением досрочных парламентских выборов. Очевидно, Запад в нынешней ситуации этот сценарий также вполне устроит, т.к. досрочные парламентские выборы – это один из прямых путей к очередной «цветной революции».
Но страна может обойтись без досрочных выборов. Для этого Р. Кочаряну необходимо принять решение о роспуске кабинета министров. После всенародного «нет» на референдуме, это представляется вполне логичным, а у президента появляется возможность сменить правительство и назначить премьер-министром своего партнера по внутриполитическим играм Сержа Саркисяна. Однако в этом случае, президента ждут серьезные проблемы с союзниками по властной коалиции, которых вряд ли устроит серьезная «тасовка» правительственной «колоды».
Кроме того, «вне игры» оказывается премьер-министр Андраник Маргарян, фигура весьма влиятельная и способная создать президенту и его команде реальные проблемы. В этой связи, в интересах премьера убедить главу государства в целесообразности «умеренной» или частичной фальсификации, чтобы в итоговых протоколах количества «да» или «нет» были бы приблизительно равны. Речь идет 550-600 тыс. голосов. В этом случае, конституционные изменения не проходят, премьер получает право говорить о том, что у провластной коалиции есть «определенный ресурс доверия» и, естественно, нет необходимости в отставке правительства.
Но А. Маргарян вполне способен навязать Р. Кочаряну не только этот сценарий. Он, например, может не препятствовать тому, чтобы результаты референдума получились «весьма неудобными» не только для парламента и правительства, но и для президента. Для этого ему, например, достаточно не противодействовать тому, чтобы поправки в конституцию получили реальные 250 тыс. голосов избирателей и были провалены.
Однако при чрезмерно резком поведении премьер-министра, у него могут начаться проблемы с руководством собственной Республиканской партии. Слишком агрессивное поведение А. Маргаряна опасно для него и в том плане, что Р. Кочарян может принять решение о его отставке и назначении на эту должность С. Саркисяна, не дожидаясь референдума. Этот шаг весьма опасен, т.к. он может стать дополнительным стимулом для более решительных действий оппозиции и, несомненно, повысит степень ее решительности в период после голосования.
Если Р. Кочарян примет решение о частичных фальсификациях, то он будет вынужден позаботится и о том, чтобы результаты выглядели действительно «умеренными». В противном случае, общественный резонанс и возмущение общества явными подтасовками способны вывести ситуацию из-под контроля «партии власти».
Здесь руководство Армении может столкнуться с серьезной проблемой. По утверждению экспертов, сегодня существует реальная угроза того, что республиканский Центр не сможет обеспечить необходимую «умеренность» из-за неспособности должным образом контролировать подготовку и ход референдума на местах. Иными словами, в Ереване существует опасение того, что местные руководители, следуя уже традиционной практике тотальных фальсификаций в пользу «партии власти», в подготовительный период и в день голосования «перегнут палку», что сделает все нарушения слишком очевидными.

В целом можно констатировать, что предстоящий конституционный референдум в Армении представляет серьезную политическую угрозу для местной «партии власти». По положению на сегодняшний день, провластный политический блок выглядит слабо консолидированным, плохо отмобилизованным и, к тому же, не имеющим согласованного плана действий. Впрочем, финансовый, политический, административный, силовой и даже криминальный ресурс «партии власти» настолько велик, что позволяет ей готовится к реализации сразу нескольких сценариев и выйти на наиболее оптимальное решение за несколько дней до даты голосования. Однако не исключено, что политические процессы в республике могут принять такой оборот, что решение может оказаться запоздалым и неадекватным, как внутренним, так и внешним вызовам.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте