Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Железнодорожные противовесы

Автор: Вардан Григорян

Хотя обязательства, взятые российской стороной после сдачи ЗАО «Армянские железные дороги» в концессионное управление компании «Российские железные дороги», в экономическом и коммерческом плане впечатляют, однако перспективы, открывающиеся для сторон благодаря этой сделке, выходят за рамки очередной инвестиционной программы, обретая важное политическое значение.
Причина в том, что понятие «железные дороги» подразумевает разветвленную сеть, ветви которой выходят за границы страны и продолжаются в соседних странах, а разблокировка этой сети пока не в наших силах. Однако с вовлечением российской стороны, эта ситуация может измениться, дав нам, наряду с удачной экономической сделкой, серьезные политические дивиденды.
Армянская железная дорога продолжает оставаться собственностью нашего государства, однако компания «Российские железные дороги» предоставит для ее модернизации большие инвестиции, которые могут еще более увеличиться при ликвидации транспортной блокады нашей страны.
Однако эксплуатация вероятных маршрутов зависит от преодоления определенных политических препятствий, а вот задача создания железнодорожных коммуникаций между Арменией и Ираном уже непосредственно входит в пакет обязательств, взятых на себя российской стороной. Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин заявил: «В нашу программу в качестве инвестиций входит развитие транспортного коридора «Север-Юг», и в этом направлении с иранской стороной ведутся активные переговоры – как по поводу того, что касается эксплуатации данного коридора, так и по поводу создания и развития железнодорожной инфраструктуры в Иране».
Остается надеяться, что параллельно с обязательствами по концессионному управлению, которые, несомненно, будут содействовать модернизации всей системы армянских железных дорог, компания «Российские железные дороги» внесет важную лепту и в строительство железной дороги Армения-Иран. Это даст возможность нашей стране осуществлять грузоперевозки в направлении Энзели (иранский порт на Каспийском море – ПП), Средней Азии и арабских стран.
Однако, полагаем, решение задачи открытия «железнодорожного окна» в Иран не может полностью преодолеть хитроумный план железнодорожной блокады Армении, разработанный Турцией и Азербайджаном, и первым этапом которого станет начинающееся весной строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Известно, что предусмотрено довести ее до Баку, а оттуда, через Россию, связать ее с железнодорожными системами Казахстана и Китая. С другой стороны, предусмотрено построить железную дорогу в Нахичевань через Карс и Игдир (города в Турции – ПП).
Пока что российская сторона, в лице В. Якунина, кажется, воздерживается от комментариев в отношении этих амбициозных программ наших соседей. В то же время, она заявляет, что сделает «все от нас зависящее, чтобы деблокировать армянскую железную дорогу».
Впредь блокада и изоляция армянской железной дороги от внешнего мира будет приравниваться к блокаде бизнеса его концессионера – компании «Российские железные дороги», тогда как азербайджано-турецкую программу создания «железнодорожного эквивалента» Шелкового пути от Карса до Китая невозможно осуществить без использования железных дорог России. В конце концов, указанная железнодорожная система вынуждена использовать контролируемый компанией «Российские железные дороги» участок Баку-Махачкала-Астрахань, и далее – до границы Казахстана.
Более того, эта азербайджано-турецкая программа по изменению направления вектора основной транспортной магистрали Евразии в сторону юга и перехвату у железнодорожников России больших объемов грузоперевозок вовсе не по душе России. Те же грузы могут быть доставлены в Европу не через Южный Кавказ, а через Белоруссию, Украину или же балтийские порты.
Так что, когда компания «Российские железные дороги» основательно утверждается в Армении, а отсюда пытается связаться с железнодорожными сетями Ирана и Средней Азии, то азербайджано-турецкая программа строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку-Россия-Казахстан становится сомнительной не только в экономическом плане, но и с точки зрения геополитической целесообразности.
Полагаем, что после передачи системы «Армянских железных дорог» в концессионное управление компании «Российским железные дороги» создаются такие взаимозависимые противовесы, которые могут резко снизить рентабельность строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси, а в перспективе сделать неизбежным и восстановление железнодорожного сообщения Армения-Россия.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте