Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Арабская весна»: уроки для Южного Кавказа

Автор: Эдуард Казарян

При рассмотрении актуального сегодня вопроса о возможности или невозможности повторения событий «арабской весны» в странах с низким уровнем развития демократии, в частности, в республиках Южного Кавказа, позиция политиков и экспертов, как правило, определяется либо партийными интересами, либо принципом «чей хлеб ем, того и песню пою». Поэтому неудивительно, что если представители оппозиции трех южно-кавказских республик в один голос утверждают о неминуемом падении коррумпированных режимов, причем, в самое ближайшее время, то все «партии власти» и лояльные им политические и общественные деятели не менее дружно и полностью отрицают такую возможность. Одним словом, все охотно верят в то, во что желают верить, игнорируя очевидное. А поскольку истина, как ей и полагается, находится в середине, между крайностями, то в целях объективного анализа данного вопроса, следует исходить не из партийных и, тем более, не из пропагандистских мотивов, а из геополитических интересов центров силы и сложившейся социально-экономической и политической ситуации в отдельных республиках региона.
Итак, рассмотрим вероятность повторения событий «арабской весны» в странах Южного Кавказа.
Реализация этого сценария в Грузии представляется маловероятной, по той простой причине, что его авторы вполне удовлетворены и внутриполитическим, и внешнеполитическим курсом властей этой страны. Президенту Саакашвили, приступившему к осуществлению реального процесса демократизации страны и включившему в ее политическую повестку дня вхождение своей страны в Североатлантический альянс, западное сообщество готово простить не только все издержки процесса построения демократического и гражданского общества, но и провальную попытку сохранения территориальной целостности страны, повлекшую за собой многочисленные человеческие жертвы. Запад продолжает оказывать грузинскому руководству весомую политическую, военную, финансовую, и информационную поддержку по всему спектру внутри- и внешнеполитической деятельности. Более того, именно Грузии отведена главная роль в деле «привязки» двух остальных республик региона к геополитической оси Запад-Восток, и именно в этом контексте можно объяснить инициативу Тбилиси по созданию конфедерации с Азербайджаном.
Инспирирование государственного переворота в Грузии не имеет смысла и по той причине, что вскоре заканчивается второй и последний срок президентства Михаила Саакашвили, а лошадей, как известно, на переправе не меняют. Здесь возможны возражения: бывший президент Грузии Эдуард Шеварнадзе, несмотря на свою однозначно прозападную политику, за год до окончания своего президентства был смещен в результате «революции роз», причем не без одобрения США и ЕС. Однако не следует забывать политическую ситуацию, сложившуюся в Грузии накануне парламентских выборов. Именно в этот период, тройка лидеров грузинской революции предъявила Шеварднадзе и его близкому окружению серьезные обвинения в крупных хищениях, причем, не только бюджетных средств, но и средств, выделенных Грузии в качестве помощи стран-союзников, что, естественно, не могло не озаботить президента, рискующего пересесть из кресла главы государства на скамью подсудимых. Во избежание подобного исхода, Шеварднадзе попытался подготовить себе преемника в лице однозначно пророссийского президента Аджарии Аслана Абашидзе, для чего и был сформирован предвыборный блок партии власти «Союз граждан Грузии» с партией «Возрождение». Вместе с формированием нового блока, грузинская сторона начала переговоры с Москвой по налаживанию двусторонних экономических отношений и, в частности, по вопросу приватизации «Газпромом» грузинского участка газопровода «Север-Юг». В свою очередь, МИД РФ стал заявлять о возможности подвижек в вопросе урегулирования абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов. И, неудивительно, что после опубликования официальных данных по парламентским выборам, когда стало ясно, что спустя год Абашидзе имеет все шансы встать у штурвала власти в Грузии, «революции роз» был зажжен зеленый свет.
Что касается возможности повторения «арабской весны» в Азербайджане, то, несмотря на коррумпированность властей и факты грубого попрания в этой республике демократических норм, вряд США и ЕС сегодня заинтересованы в смене режима Ильхама Алиева ценой дестабилизации ситуации в республике. Во-первых, в случае провала этого сценария, может последовать более активный процесс сближения Баку с Москвой и Тегераном. Во-вторых, не исключено, что с началом процесса «арабской весны», режим Алиева, как и полагается тоталитарному режиму, в целях поисков врагов и отвлечения внимания народа, может возобновить военные действия на карабахских фронтах, что также не соответствует геополитическим интересам западных стран, поскольку война, (которая в силу высокого уровня вооруженности двух противоборствующих сторон обещает быть затяжной), негативно отразится не только на добыче и поставке энергоресурсов со старых, а в перспективе и с новых месторождений нефти и газа в западном направлении, но и на проекте строительства газопровода Nabucco.
Если в Азербайджане все же начнутся стихийные, то есть неинспирированные извне выступления народных масс, то в случае их затяжного характера, следует ожидать, что в целях усиления своего влияния на республику, западные державы начнут оказывать политическую и финансовую поддержку оппозиции с одновременным активным подключением к процессу смены власти в республике Турции. Она, кстати, как раз уже успела приобрести опыт использования «арабской весны» в собственных интересах. Впрочем, при наличии подобной угрозы, Анкара, весьма заинтересованная в сохранении стабильности в Азербайджане, может инициировать мирный процесс смены власти в республике самостоятельно и без подсказки извне.
По поводу вероятности развития ситуации по арабскому варианту в Армении, следует сказать следующее. Включение в политическую повестку дня вопроса вступления в ЕС, участие в миротворческих операциях НАТО, новые меры армянских властей, направленные на дальнейшее развитие демократии в республике и, в особенности, инициирование Ереваном диалога с Анкарой, было с одобрением встречено в США и ЕС, что резко улучшило имидж страны на Западе. А судя по переговорам властей с непримиримой оппозицией, состоявшимся не без посредничества западного сообщества, можно заключить, что вряд ли это сообщество заинтересовано в обострении внутриполитической ситуации в Армении. Неслучайно, ЕС положительно оценил начавшийся политический диалог в республике, а Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон приветствовала объявленную парламентом страны амнистию, инициированную президентом С. Саргсяном.
Однако, низкая вероятность инспирирования «арабской весны» извне, вовсе не исключает возможности обострения ситуации в республике после парламентских выборов, которые должны состояться весной 2012 года. В целях исключения подобного варианта, армянские власти должны перво-наперво обеспечить все условия для проведения справедливых выборов. Если же радикальная оппозиция, в случае своего реального поражения, объявит о «грубых нарушениях», повлиявших на исход голосования и попытается митинговым путем захватить власть, то меры по недопущению подобного сценария должны соответствовать всем нормам, принятым в странах с развитой демократией. При нарушении же этих двух вышеперечисленных условий, западное сообщество, как и в случае с Азербайджаном, может оказать мощное политическое давление на руководство страны, вплоть до объявления выборов нелегитимными, со всеми вытекающими для республики негативными последствиями.
К сказанному следует добавить, что власти, свергаемые собственным народом в ходе революций, будь они «цветными» или «арабскими», обычно, не признавая собственных провалов в экономической и социальной политике, как правило, ищут виновных в своем низвержении на Западе. И чтобы история в лице этого самого Запада вновь не наказала за «невыученные уроки», президенты всех трех республик южно-кавказского региона, учитывая последний урок «арабской весны», в первую очередь, должны на деле, а не на словах приступить к ускорению процесса демократизации своих стран, что повлечет за собой повышение уровня жизни населения. А последний фактор, как известно, является лучшей профилактикой от всяких революций, могущих вызвать в одной из республик долгосрочную дестабилизацию, которая по «принципу домино» перекинется на соседей по взрывоопасному Кавказскому региону, со всеми вытекающими для них последствиями.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте