Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Армения о БТК: от «поезд уходит» до «нынешний статус-кво сохраняется»

Автор: Пресс-папье

Недавний ввод в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) может, в определенной степени, изменить геополитическую картину Закавказья. Для подобного вывода существуют серьёзные причины. И самая главная из них – это приоритет в данном проекте политики перед экономикой.
Очевидно, что железная дорога БТК изначально задумывалась Турцией и Азербайджаном как составная часть углубления двустороннего стратегического сотрудничества. Она, в частности, обеспечивает сухопутную связь между этими странами, для чего и велось строительство стокилометрового участка Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия), а также было отремонтировано 160 км дороги Ахалкалаки-Тбилиси. Именно поэтому финансирование грузинского участка взял на себя Азербайджан, выделивший с этой целью кредит Тбилиси.
Между тем Анкара и Баку, помимо экономических и политических интересов, преследуют гораздо более глобальные и долгосрочные стратегические цели. Основная из них – дальнейшая изоляция соседней Армении (с которой обе страны, как известно, имеют серьёзные противоречия) от региональных инфраструктурных проектов.
В Армении ещё с конца XIX века существует железная дорога Баку-Гюмри-Карс, которая с 1993 года не функционирует из-за проазербайджанской позиции Турции в Карабахском конфликте. Сегодня открытие турецко-армянской границы Анкара и Баку увязывают с односторонними уступками Армении по Нагорному Карабаху, на которые Ереван, естественно, не пойдёт. Получается, что вместо проявления готовности идти на взаимоприемлемые компромиссы (что, в свою очередь, может привести к перезапуску железной дороги Баку-Гюмри-Карс), Азербайджан строит новую транспортную инфраструктуру в обход Армении, тратя на это сотни миллионов долларов. Таким образом, новая магистраль полностью заменяет уже имеющуюся дорогу.
Подобная политика может изменить расстановку сил в регионе и способна ещё больше усилить беспокойство Армении по поводу углубляющегося турецко-азербайджанского альянса.
Мнения ереванских аналитиков и экспертов относительно обходящей Армению железной дороги разнятся. Пессимисты, а их меньшинство, говорят, что Ереван может оказаться в полной региональной изоляции, и его «поезд уходит», в прямом и переносном смысле этого выражения. Баку выступает категорически против присоединения участка железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси к новой дороге и, тем самым, создания общерегиональной железнодорожной транспортной системы. Азербайджанский министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров уже заявил, что Армения сможет воспользоваться железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс лишь после урегулирования Карабахского конфликта.
Задаются в Ереване и таким вопросом: нужна ли Армении эта железная дорога, если мы являемся членами Евразийского экономического союза, и приоритетом для нас является углубление сотрудничества с Россией и другими членами этой организации?
Сторонники ещё одной точки зрения (их большинство) полагают, что Армения и так находится в блокаде, и от того, что введена в эксплуатацию новая железная дорога, страна ничего не теряет и не приобретает. То есть, нынешний статус-кво сохраняется. Ведь до сих пор грузы из Азербайджана направлялись в Турцию и Грузию и обратно также в обход Армении.
Ещё одна часть аналитиков полагает, что в подобной ситуации необходимо задействовать потенциал дружественных отношений с Ираном, который, по мнению информированных источников, также отнюдь не в восторге от совместного турецко-азербайджано-грузинского проекта. Как полагают в Тегеране, новая железная дорога имеет целью вытеснить из региональных проектов, наряду с Арменией, также и Иран.
В связи с этим востоковед Вардан Восканян говорит: «Фактически, кроме Армении, в регионе существует ещё одна сила, которая не связывает никаких надежд с данной железной дорогой и заинтересована в том, чтобы шли также и альтернативные процессы. Говоря об альтернативных процессах, прежде всего, необходимо понимать формат, в который будут вовлечены Армения, Иран и третьи стороны. Речь, безусловно, идет о приоритетности автомагистрали Север-Юг (новая трасса протяжённостью в 470 километров свяжет иранскую и грузинскую границы Армении – ПП). Перед Ираном стоит задача переместить значительный объем транзитных автомобильных перевозок из Турции в Армению.
Следующим важным обстоятельством является проект железной дороги Армения-Иран, которая свяжет не только данные страны, но и позволит Тегерану по кратчайшему пути выйти к черноморским портам, а оттуда – в Европу».
Другой вопрос, насколько реально говорить сегодня об осуществлении этих, безусловно, стратегических для Еревана и Тегерана проектах.
Таким образом, можно констатировать, что в регионе проводятся новые разъединительные линии. Если в Турции, Грузии и Азербайджане говорят о том, что новая железная дорога даст мощный толчок экономическому развитию Закавказского региона, то Армения никак не участвует в этих процессах. А это означает, что говорить надо о проекте, который разъединяет Закавказье. В ситуации, когда политика окончательной изоляции Армении и, тем самым, отстранения её от международных транспортных коридоров со стороны Анкары и Баку будет продолжаться, говорить о развитии региона преждевременно и несерьёзно.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте