Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Насколько близок мир в Нагорном Карабахе?

Автор: Пресс-папье

По оценке армянских экспертов, за последние несколько месяцев в нагорно-карабахском урегулировании появились тенденции, анализ которых дает основания ожидать, что уже в ближайшем будущем станет возможным долгожданный прорыв в разрешении застарелого конфликта. Об этом же говорят международные посредники – сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Высокопоставленные дипломаты США, России и Франции, выражают нескрываемый оптимизм по данному вопросу. К примеру, представитель Соединеннх Штатов в посреднической миссии, Стивен Манн, говорит, что «созданный базис позволяет серьёзно отнестись к возможности заключения мирного договора»: «Я не исключаю, что конфликт может быть урегулирован в любой момент, однако я задаю вопрос, почему не сейчас». Американский дипломат также напомнил, что «в 2006 году в Армении и Азербайджане крупных политических событий и выборов не ожидается, и мы должны воспользоваться этим».
На своей декабрьской встрече в Любляне министры иностранных дел стран-членов ОБСЕ констатировали, что «стороны уже готовы перейти от переговоров к этапу принятия решения, от чего серьёзно выиграют все».
О положительных перспективах говорит и российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков. Он заявляет, что во время последнего визита в декабре 2005 в регион конфликта посредники представили президентам Армении и Азербайджана двухстраничный документ с основными принципами урегулирования: «Есть сближение сторон по позициям. Но, вместе с тем, есть понимание неприемлемого для той и другой сторон. Поэтому поле поиска вариантов и для сторон, и для нас сузилось. Это облегчает задачу». Юрий Мерзляков также не исключил, что в этом смысле намеченная на январь-февраль 2006 года встреча Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна «может быть плодотворной».
Официальный Ереван также склонен ожидать от упомянутой встречи положительного результата. Министр иностранных дел РА Вардан Осканян отмечает, что предстоящая встреча президентов «будет очень важной и даже решающей. Если стороны конфликта проявят политическую волю, то процесс урегулирования будет прогрессировать форсированными темпами». Вардан Осканян считает, что важность встрече Алиева и Кочаряна придаёт и тот факт, что в обеих странах завершены избирательные процессы.
На этот факт обращают внимание и многие независимые наблюдатели, имея в виду более чем неоднозначные результаты прошедших в ноябре парламентских выборов в Азербайджане и референдума по поправкам к Конституции – в Армении. Оппозиция в Баку и Ереване, а также многие авторитетные международные организации заявили, что они (выборы и референдум – ПП) были далеки от принятых международных стандартов и проведены с многочисленными нарушениями, что ставит под сомнение их окончательные результаты. Между тем, на официальном уровне мировое сообщество их признало.
В Ереване распространена версия о том, что как Алиев, так и Кочарян, сегодня не имеют сколько-нибудь серьёзных проблем в отношениях с Западом, даже при наличии явного отхода от демократии в своих странах, так как они обязались в течение 2006 года предпринять конкретные шаги по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Причём, как уверяет в беседе с «Пресс-папье» один из высокопоставленных армянских дипломатов, все три посредника, Вашингтон, Москва и Париж, явно заинтересованы в этом. По его словам, «пришло время решать конфликт, так как южно-кавказский регион в геополитическом плане становится одним из основных путей транспортировки энергетических ресурсов. Здесь имеется в виду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопроводы Баку-Тбилиси-Супса, Иран-Армения, Россия-Турция (через Чёрное море). Да и проблема Ирана может в любой момент стать актуальной. Так что, в регионе необходима стабильность».
В нагорно-карабахском урегулировании до «дейтонского» сценария в его классическом виде дело может и не дойти, но налицо попытка со стороны международного сообщества ослабить власти, как в Ереване, так и Баку, и тем самым принудить президентов Алиева и Кочаряна подписать документ, уже подготовленный Минской группой ОБСЕ.
По неофициальной информации, этот документ – весьма сбалансированный, в том смысле, что каждая из сторон конфликта до последнего времени не хотела уступать оппоненту в основном вопросе урегулирования – определении международно-правового статуса Нагорного Карабаха. Эта проблема должна решиться путём референдума с участием его армянской и азербайджанской общин (срок референдума – от 5 до 10 лет). До этого азербайджанской стороне должна быть передана большая часть занятых территорий вне административных границ Карабаха, беженцы – возвращены на места прежнего проживания, а коммуникации – разблокированы. В регионе конфликта, между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, намечено разместить многонациональные миротворческие силы под эгидой ООН или ОБСЕ.
Конкретные пункты пока ещё не опубликованного документа по урегулированию нагорно-карабахского противостояния, как утверждают информированные источники, очень похожи на пакет урегулирования, недавно предложенный авторитетной Международной группой по предотвращению кризисов (МГПК). В нем, в частности, утверждается: «Ключевые элементы предлагаемого пакета урегулирования включают: вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха; отказ Азербайджана от применения силы для его возвращения; введение международных сил по поддержанию мира; возвращение перемещённых лиц; возобновление торговых отношений и открытие путей сообщения. Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решён на основе признанного международным сообществом референдума с участием только карабахских армян и азербайджанцев, но только после реализации вышеупомянутых мер. До этого времени Нагорный Карабах будет считаться частью Азербайджана, однако фактически будет самоуправляемым образованием с международно признанным переходным статусом».
Таким образом, как считает Сабина Фрайзер, директор Кавказского проекта МГПК,: «Обе стороны, по-видимому, близки к соглашению о ключевых принципах мирного договора. Теперь важно, чтобы их правительства начали готовить свои народы к компромиссу».
Судя по тому, с каким интересом комментируют доклад в Ереване, Баку и Степанакерте, и насколько часто этот документ и высказывания руководителей МГПК цитируют официальные лица и эксперты, можно сделать вывод, что, как дипломатично выражается министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, «доклады этой группы не случайны».

И всё-таки, можно ли утверждать, что урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе может быть начато уже в ближайшее время? На этот вопрос возможен положительно ответ, если будет выполнен ряд условий. Во-первых, будет достигнут реальный геополитический консенсус между США, Россией и Францией. Во-вторых, будет присутствовать готовность обществ в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе пойти на серьёзные и очень трудные компромиссы. В-третьих, в этих странах найдутся сильные лидеры, которые возьмут на себя тяжкую и опасную ответственность за весьма непопулярные решения.
На сегодня существует полное отсутствие доверия между сторонами конфликта. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, заявления различных политических сил и общественных организаций, публикации в прессе Азербайджана, Армении и НКР.
Что же касается того, насколько сильны и уверены в себе нынешние лидеры в Ереване, Баку и Степанакерте, чтобы повести миротворческий процесс, вопрос лежит несколько в другой плоскости: пойдут ли они на непопулярные в народе решения? Лидеры Армении и Нагорного Карабаха – «уходящие». Президентский срок Роберта Кочаряна истекает в 2008 году, а Аркадия Гукасяна – в 2007-м. Вряд ли они согласятся, чтобы армяне в будущем их вспоминали как политиков, выигравших войну, но проигравших дипломатические игры.
И всё-таки, если процесс урегулирования начнётся, может ли он привести к долгожданному миру? Пример того же арабо-израильского конфликта говорит об обратном.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте