Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Из Еревана виден свет в конце «карабахского туннеля»

Автор: Пресс-папье

Третья в этом году, минская встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева по Нагорному Карабаху, проходившая под эгидой международных посредников, стала, по мнению многих наблюдателей и заинтересованных сторон, «самой продуктивной за последние шесть лет». В принятом на днях заявлении по Нагорно-Карабахскому конфликту Советом глав МИД ОБСЕ говорится: «Мы удовлетворены тем фактом, что переговоры, проведённые в 2006 году под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США, России и Франции – ПП), при поддержке действующего председателя ОБСЕ, приблизили стороны к соглашению по базовым принципам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе». Заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявляет: «Мы выбрали разумный подход с лидерами Азербайджана и Армении, который обещает привести к разрешению конфликта посредством переговоров. Наша организация (ОБСЕ – ПП) должна теперь призвать лидеров этих стран прийти к соглашению».
Тем временем, высокопоставленные представители сторон переговоров настроены также весьма оптимистично. В частности, это касается официального Баку. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, двум странам «удалось согласовать ранее несогласованные вопросы…». «Мы приближаемся к последней стадии переговоров по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе», - говорит азербайджанский лидер.
Министр иностранных дел Эльмар Мамедов утверждает: «Между Азербайджаном и Арменией остался несогласованным всего один вопрос».
Со своей стороны, руководитель внешнеполитического ведомства Армении Вардан Осканян, отмечающий, что последняя встреча президентов Армении и Азербайджана «дала надежду», фактически признал, что основной проблемой в переговорах является вопрос проведения референдума по будущему политическому статусу Нагорного Карабаха. Говоря о разных подходах обоих государств к принципам территориальной целостности и права народов на самоопределение, а также о совмещении этих принципов, армянский министр отмечает: «Решение этой проблемы может быть найдено лишь на референдуме, предложение о проведении которого содержится в документе, которые обсуждают стороны… Очевидно, что референдум пройдёт на территории Нагорного Карабаха, и в нём примут участие люди, которые там жили и живут». В то же время, Вардан Осканян заявил, что без участия представителей Нагорного Карабаха в переговорном процессе, хотя бы на его завершающей стадии, «урегулирование будет невозможным». И вообще, «армянская сторона надеется, что Азербайджан, действительно, найдёт силу воли признать и уважать право народа Нагорного Карабаха самому решать своё будущее, статус, систему безопасности». Официальный Ереван «готов отказаться от проведения референдума по статусу лишь в том случае, если Азербайджан признает независимость Нагорного Карабаха».
Но азербайджанская сторона сегодня не готова пойти на этот шаг. Как считают в Ереване, минимум, на что может решиться Ильхам Алиев в этом вопросе, это согласиться на фиксацию в рамочном соглашении по базовым принципам урегулирования пункта о проведении референдума по статусу Нагорного Карабаха, но без уточнения времени и территории (в самом Нагорном Карабахе или в Азербайджане). А это означает, что возникнут вопросы у армянской стороны: насколько эффективно для Армении и Нагорно-Карабахской Республики отдавать занятые в ходе военных действий территории вне НКР в обмен на неопределённый политический статут последней?
Не исключается, что международные спонсоры процесса урегулирования попытаются до конца года вновь усадить за стол переговоров Кочаряна и Алиева, чтобы те подписали-таки представленный документ. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо огромное желание Вашингтона, Москвы и Парижа всерьёз взяться за урегулирование этого конфликта, причём, чтобы оно стало внешнеполитическим приоритетом всех трёх государств. В армянской столице не очень верят в подобную перспективу, так как у США, России и Франции слишком различные геополитические задачи на Южном Кавказе. Более того, в некоторых случаях их интересы не просто не совпадают, но и идут вразрез друг с другом.
Между тем 10 декабря в Нагорно-Карабахской Республике будет проведён всенародный референдум по принятию первой Конституции. В первой статье проекта Основного закона отмечается: «НКР – независимое, суверенное, демократическое государство».

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте