Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Открываются новые перспективы в сфере грузоперевозок

Автор: С. Бегларян

В то время как «Армянская железная дорога», с которой связываются серьезные надежды в плане улучшения дорожно-транспортного сообщения, готовится к передаче в концессионное управление, открывается другой, альтернативный путь, для транспортировки армянских грузов. В марте начнет функционировать железнодорожно-паромная переправа Порт «Кавказ» – Поти. Отправку армянских грузов в Россию по этому маршруту предусмотрено начать уже с 15 марта.
Об открытии этой паромной переправы говорили давно. Данный проект существовал еще в середине девяностых годов, однако по финансовым причинам реализовать его не удалось. Желание участвовать в осуществлении этого проекта в соотношении 50 на 50 на государственном уровне высказали тогда Армения и Россия. В дальнейшем предпринимались попытки привлечь также частный капитал: некоторые армянские бизнесмены изъявляли свою готовность участвовать в этом проекте. Тем не менее, после долгих обсуждений все эти планы были, по сути, сорваны.
И все-таки, несмотря ни на что, эта программа реализована. Паромная переправа Порт «Кавказ» – Поти будет иметь существенное значение для Армении. Как известно, сегодня наша страна лишена не только железнодорожного, но и прямого автомобильного сообщения с Россией. А дорога через «Верхний Ларс» (пограничный КПП в Южной Осетии – ПП) была закрыта еще в прошлом году. И это при том, что Россия была и остается самым крупным торговым партнером Армении. В минувшем году товарооборот между нашими странами увеличился на 13 процентов и составил 426,5 млрд. драмов (1 доллар США – 353 драма). Причем, значительную его долю составляет импорт. В прошлом году из России было импортировано товаров на 365 млрд. драмов. Экспорт был намного меньше – 121 млрд. драмов.
Этому «способствовало» отсутствие постоянно действующих путей сообщения. Естественно, транспортные перевозки существенно влияют на экспорт и импорт. На внутреннем рынке импортный товар может продаваться по высокой цене, а экспортный товар может не выдержать конкуренции на внешнем рынке из-за высокой себестоимости. Перед армянскими товарами в последние годы такая проблема вставала постоянно.
Как известно, по сей день железнодорожные грузоперевозки между Арменией и Россией осуществляются исключительно через Украину. Компания, осуществляющая паромные перевозки по маршруту Порт «Кавказ» – Ильичевск, пользуясь своим монопольным положением, все время поднимая цену на перевозки, постоянно держит в напряжении хозяйствующие субъекты. Не случайно, что за несколько лет ее тарифы выросли втрое. Даже в этих условиях армянские грузы не всегда вовремя доходят до места назначения. Вспомним хотя бы ситуацию, создавшуюся в конце прошлого года, когда из-за каких-то внутренних проблем около 250 армянских вагонов, груженных разными товарами, многие дни оставались в Ильичевске. В результате этого возник их дефицит на внутреннем рынке (Армении – ПП). Это – извечная проблема, стоящая перед грузоперевозчиками. Помимо этого, экспортерам армянских товаров за доставку грузов в Россию приходится дополнительно платить «Украинской железной дороге». Все это привело не только к подорожанию экспорта, но и вызвало серьезные трудности.
Эксплуатация новой паромной линии позволит не только существенно сократить расходы, связанные с перевозками, но и сэкономить время. К примеру, армянские грузы могут быть доставлены в Россию в течение полутора-двух, а не пятнадцати дней. Существование второй паромной линии ликвидирует монопольное право на грузоперевозки. Начнется конкуренция, которая, как известно, является основным условием эффективного рыночного ценообразования. При нынешнем положении действующий перевозчик вынужден соглашаться с несоизмеримо низкими тарифами, устанавливаемыми новым грузоперевозчиком. Конкуренция будет способствовать снижению цен на грузоперевозки. Этому на протяжении многих лет придавалось важное, с точки зрения увеличения объемов экспорта армянских товаров и повышения уровня их конкурентоспособности на внешнем рынке, значение. Не секрет, что одной из главных причин низкой конкурентоспособности армянской продукции на внешнем рынке являлось отсутствие эффективных коммуникационных узлов.
Хотя эта паромная переправа и не решает всех проблем целиком, она, тем не менее, создает благоприятные условия для хозяйствующих субъектов. Тем более что поставлена задача модернизировать «Армянскую железную дорогу» и передать ее в концессионное управление. Интерес к этой инициативе, как известно, весьма большой. О своем намерении принять «Армянскую железную дорогу» в концессионное управление заявили российские, французские и казахские компании. А это – дополнительный фактор для развития сферы армянских грузоперевозок. Тем более что передача железной дороги в концессионное управление открывает перед нами перспективу запуска транспортных коммуникаций. В противном случае, к «Армянской железной дороге» вряд ли был бы и такой интерес.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте