Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Русские присматриваются к железным дорогам Грузии

Автор: Мака Харазишвили

На этой неделе будет опубликован список компаний, желающих купить железную дорогу Грузии. На этот раз правительство России не упустит возможности завладеть ею. Российская сторона уже выразила такое желание. Скоро Кремль приберет к рукам и железные дороги Армении, а Абхазию с ее железной дорогой он уже давно контролирует.
25 января истекает срок обнародования интереса в связи с продажей грузинских железных дорог. Хотя, как отметил заместитель министра экономического развития Вахтанг Лежава, в конечном счете, все будет зависеть от характера предложений. «Возможно, будет использован совершенно иной метод для того, чтобы железная дорога стала полноценной коммерческой организацией», - заявил он.
За маршрутом, связывающим Азию и Европу, стоят значительные политические интересы. Уже известно, что железной дорогой хочет завладеть Россия. Представитель соответствующего ведомства этой страны подтвердил, что российская сторона обязательно примет участие в тендере. Эксперты опасаются, что если наш северный сосед получит железную дорогу, это уменьшит геополитическую функцию и роль Грузии. Между прочим, для этой цели Россия может использовать какую-либо казахскую группу, находящуюся под ее влиянием.
Вообще, интерес Москвы к различным приватизируемым объектам Грузии весьма велик. Это подтвердил и последний приватизационный процесс, когда важнейшие объекты страны оказались в руках российских компаний или тех структур, за которыми стоят российские группы. Москва давно мечтает установить свой контроль над транзитным потенциалом Грузии.
«Не знаю, есть ли смысл вести диалог с этой властью. Однако, как один из членов общества, гражданин Грузии, я требую детальной информации. В первую очередь, подтверждения того, что за всем этим не стоит прямой или косвенный интерес российской стороны, что весьма опасно для нашей страны. Это – конкурентный маршрут и интерес к нему может работать не на расширение коридора, а на его блокирование. Этим Россия ничего не проиграет, поскольку грузы пойдут через ее территорию», - сказал эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили.
По имеющейся информации, скоро Россия и Армения подпишут концессионный договор, согласно которому контрольный пакет «Армянских железных дорог» будет передан «Российским железным дорогам». В течение 30 лет российская сторона должна вложить в развитие этой дороги 570 миллионов долларов, а инвестиции составят 2 миллиарда долларов. Такое солидное вложение капитала будет осуществлено, если восстановится транспортное сообщение между Азербайджаном и Турцией.
Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин заявил, что в перспективе железные дороги Ирана и Армении могут соединиться. На состоявшейся в Ереване пресс-конференции он отметил, что переговоры ведутся на правительственном уровне. «В случае достижения соглашения, мы обязательно примем участие в проекте и пересмотрим инвестиционную программу», - заявил Якунин.
По словам официального представителя российской железной дороги, увеличение инвестиций возможно в том случае, если будет открыт маршрут, проходящий через Абхазию и связывающий Россию и Грузию. Турецкая, азербайджанская и абхазская «идеи» на нынешнем этапе носят политический характер и их реализация возможна только путем межгосударственных переговоров. Представитель «Российских железных дорог» также отметил, что эта дорога находится в собственности государства, которое может оказать на процессы большое влияние.
Гия Хухашвили считает, что передача России железной дороги Грузии нереальна даже на том фоне, что переизбранный на пост президента страны Михаил Саакашвили решил урегулировать отношения с Москвой. Вместе с тем, эксперт отметил, что Грузия интересна для Запада именно с точки зрения ее геополитического функционирования. А в том случае, если все коммуникации окажутся в руках России, этот интерес исчезнет.
Летом 2007 года железная дорога Грузии сроком на 89 лет уже была передана одной из малоизвестных британских компаний. Тогда министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе совершенно неожиданно для всех заявил об отчуждении этого стратегического объекта. Оказывается, «работа» над этим вопросом велась давно и из «множества» заинтересованных компаний правительство Грузии отдало предпочтение самой лучшей. Однако впоследствии оказалось, что эта компания не такая уж интересная и сделка была аннулирована. Кстати, правительство Грузии очень прославилась тем, что сначала отчуждает объекты, затем отнимает их у партнеров.
Чтобы успокоить общественность и завуалировать факт существования фактора России, пользующийся имиджем реформатора государственный министр Каха Бендукидзе заявил, что определенная часть акций железной дороги Грузии будет размещена на фондовой бирже. Бендукидзе считает этот вариант одним из лучших. По его утверждению, в этом случае, население и различные компании смогут стать совладельцами объекта. На начальном этапе контрольный пакет железной дороги останется в руках государства.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте