Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Казахстан становится «локомотивом» СНГ

Автор: Пресс-папье

Официально одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана является продолжение и расширение процесса интеграции и разностороннего сотрудничества со странами-участницами Содружества независимых государств. Однако отношение к этому вопросу и видение перспектив СНГ в руководстве РК носит неоднозначный характер.
В условиях очевидной утраты Содружеством своего значения и актуальности в качестве института обеспечения реальной интеграции постсоветских республик, Казахстан является принципиальным сторонником сохранения СНГ при условии его кардинального реформирования. Эта позиция особенно четко проявилась в период пребывания президента РК Нурсултана Назарбаева на посту председателя Совета глав государств СНГ (май 2006 - октябрь 2007). В этот период Казахстан, имея определенные полномочия, не просто выступал с соответствующими идеями и инициативами, но и имел возможность обеспечивать в той или иной степени их реализацию.

Как полагают эксперты, в 2007 и в начале 2008 гг. в своей внешней политике Казахстан проводил линию на укрепление и развитие взаимоотношений с Россией. Показательным моментом при этом может служить активное личное общение глав двух государств, а также то, что на столь высоком уровне находится место для обсуждения не только стратегических вопросов и путей дальнейшего развития межгосударственного взаимодействия, но и тех проблем, решение которых «пробуксовывает» на уровне межправительственных и межведомственных контактов.
Позиции Казахстана и России совпадают практически по всем основным вопросам деятельности таких межгосударственных объединений, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Обращает на себя внимание также близость и взаимная поддержка Москвы и Астаны во взаимоотношениях с третьими странами, особенно, дальнего зарубежья.
В то же время, эксперты отмечают и наличие противоречий в казахстанско-российских отношениях. В частности, в недалеком будущем «камнем преткновения» может стать транзитная зависимость Казахстана от России, особенно, в вопросах экспорта энергоресурсов. Пока Астане приходится соглашаться с установленными Москвой квотами и тарифами на прокачку нефти и газа через российскую территорию. Однако, по мере наращивания Казахстаном экономического потенциала и международного политического веса, эта проблема будет все более существенно влиять на отношения двух стран, причем, в негативном для России аспекте.
Конфликт интересов Москвы и Астаны наблюдается также вокруг российской компании «Транснефть», которая является оператором Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Эта компания, в частности, выступает против предлагаемого Казахстаном расширения КТК. В 2006 году неожиданным отзывом своей подписи под соглашением с национальной компанией «Казмунайгаз», «Транснефть» практически сорвала поставки казахстанской нефти через Россию в Литву.
В последнее время не без прямого или косвенного участия Москвы, как считают в Казахстане, в республике начали активно обсуждаться вопросы положения русского населения и перспективы его эмиграции на историческую родину. Хотя пик актуальности этой темы, пришедшийся на первую половину 90-х гг., уже давно пройден, значительная часть казахского общества и казахской национальной элиты весьма болезненно реагирует на инициированную в июне 2006 года президентом РФ Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Учитывая, что за годы независимости Казахстана страну покинуло около 2,5 млн. русских граждан, новая вероятная волна миграции, появление которой в РК наверняка свяжут с соответствующей активностью России, вполне может привести к очередному сокращению русского населения, насчитывающего сегодня около 4 млн. человек. По экспертным оценкам, новый отток русских приведет не только к утрате Казахстаном трудоспособных и квалифицированных кадров, но и будет способствовать созданию негативного фона в политике казахстанского руководства по поддержанию стабильности и межнационального согласия в стране.
Наконец, с точки зрения Астаны, для РФ и РК проблемы создает отсутствие между ними практики согласования позиций и внешнеполитических шагов в отношении третьих стран и международных организаций. Примером такой ситуации, по мнению экспертов, может служить неожиданное для Астаны решение Москвы о приостановлении ее участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) (июль 2007 года). Будучи участником данного договора, Казахстан был вынужден занять нейтральную позицию, в то время как Россия ожидала от него, как от одного из наиболее близких внешнеполитических партнеров и стратегических союзников, поддержки такого решения.
Кроме того, эксперты считают, что с избранием на пост председателя ОБСЕ, Казахстану придется вносить определенные коррективы во взаимоотношения практически со всеми своими внешнеполитическими партнерами, включая и Россию. Примечательно, что отдельные казахстанские эксперты расценили избрание страны главой ОБСЕ как дипломатическую неудачу России. Согласно этой же точке зрения, Москва, в частности, добивалась его избрания именно в 2009 году и была готова заблокировать любое другое решение. Скептическое заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова по этому поводу, включая его сожаление о неких «абсолютно неприемлемых и неприглядных маневрах» в отношении Казахстана и «требованиях», связанных с его внутренней и внешней политикой, дает основания полагать, что РФ, хотя и отдала свой голос Астане, но уже не видит в ее лице инструмент «реформирования» ОБСЕ.

Отношения Казахстана с Азербайджаном и Грузией отличает то, что обе эти страны находятся в сложных отношениях с Россией. Данное обстоятельство, с одной стороны, дает Астане возможности для балансирования в своей внешней политики, а, с другой, ставит ее в уязвимое положение перед Москвой, в случае принятия последней ответных шагов в отношении государств, допускающих заигрывание с Баку и Тбилиси.
Преобладающим моментом во взаимоотношениях Казахстана с Азербайджаном и Грузией является сотрудничество в области добычи и транспортировки энергоресурсов. Оба закавказских государства являются участниками поддерживаемого США и Европейским Союзом проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Последний же рассматривается Казахстаном как один из альтернативных маршрутов экспорта своих углеводородов за рубеж, позволяющий, в том числе, обойти невыгодные условия, которые выдвигает Россия. Сама же Астана представляет для Тбилиси и Баку ценность как потенциальный поставщик газа на условиях, выгодно отличающихся от российских.
Как известно, Азербайджан и Грузия испытывают серьезные проблемы в вопросе сохранения своей территориальной целостности. Они не могут обеспечить свой суверенитет на территориях самопровозглашенных республик Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. В связи с этим, для них очень важна лояльная позиция Казахстана по данному вопросу.
Своим появлением упомянутые моменты в разной степени зависимости обязаны визитам президентов Грузии Михаила Саакашвили и Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан, соответственно, в марте и августе 2007 года.
Обращает на себя внимание подписанное президентами Казахстана и Грузии коммюнике, в котором Н. Назарбаев выразил приверженность принципу территориальной целостности Грузии и мирному урегулированию конфликтов на ее территории. Тем самым Казахстан фактически обеспечил себе возможности для вероятных в будущем политических маневров, если в рамках той же ОБСЕ будет поднят вопрос о возвращении «мятежных» Абхазии и Южной Осетии под юрисдикцию Грузии.
Вместе с тем, в ситуации, когда в марте этого года Генеральная Ассамблея ООН одобрила инициируемую Азербайджаном резолюцию, согласно которой войска Армении должны покинуть территорию Нагорного Карабаха, Казахстан занял нейтральную позицию. Очевидно, что здесь Астане пришлось выбирать между своей позицией в карабахском вопросе и неизбежным обострением отношений с Арменией, которая является его партнером по ОДКБ. Эта ситуация была чревата и напряженностью в отношениях с Москвой, имеющей тесные отношения с Ереваном. Хотя не исключено, что, используя свой статус и возможности в ОБСЕ, Астана будет предпринимать шаги, связанные с посредничеством между Баку и Ереваном в данном вопросе.

Отношения Казахстана и Украины в 2007 - первом квартале 2008 гг. ознаменовались взаимными визитами глав двух государств Нурсултана Назарбаева и Виктора Ющенко соответственно 1-3 февраля 2007 года и 5-6 марта 2008 года.
Основным результатом поездки президента РК в Киев стало подписание главами двух государств совместного плана действий на 2007-08 годы. Одним из примечательных положений этого документа стала договоренность сторон о проведении на «высоком организационно-содержательном уровне» Года Казахстана на Украине в 2007 году и Года Украины в Казахстане в 2008 году.
Фактически же в процессе развития казахстанско-украинских отношений в течение указанного периода доминирующим был вопрос расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области добычи, использования и транспортировки энергоресурсов. В связи с этим Украина уже не первый год уговаривает Казахстан стать одним из ключевых участников проекта по использованию и развитию «антироссийского» нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк.
В мае 2007 года предполагалось участие президента РК в энергетическом саммите в Кракове (Польша), куда приехали, в частности, главы Азербайджана, Грузии и Украины. Основным вопросом повестки дня этого мероприятия стал поиск источников углеводородов, а также маршрутов их поставки в Европу, альтернативных российским. Однако из-за приезда в Казахстан президента РФ Путина, Н. Назарбаев отменил свою поездку на краковский саммит. Таким образом, Москва смогла убедить Астану отказаться от явной поддержки своих главных оппонентов в СНГ.
Данная позиция Казахстана нашла свое продолжение и в результатах последних переговоров Назарбаева и Ющенко. С одной стороны, Казахстан выразил свою заинтересованность в транспортировке своей нефти по украинско-польскому нефтепроводу. С другой стороны, он четко дал понять, что данный вопрос требует согласования с Россией, поскольку значительная часть казахстанской нефти экспортируется по системе КТК.
Не исключено, что, выдерживая такую своеобразную паузу в данном вопросе, Астана пытается не только поддерживать дружеские отношения с Москвой, но и, вероятно, добиться от Киева определенных уступок, отвечающих ее интересам. Учитывая, фактическое банкротство Херсонского НПЗ, акционером которого является «Казмунайгаз», обращает на себя внимание заявление президента РК относительно заинтересованности его страны в принятии участия в создании на Украине «нового нефтеперерабатывающего комплекса по глубокой переработке каспийской нефти». Помимо этого еще во время своего прошлогоднего визита аналогичную заинтересованность Назарбаев проявил также в отношении строительства новых терминалов в портах «Южный» и «Керченский».

На фоне занятия Астаной описанных внешнеполитических позиций, обращает на себя внимание снижение уровня активности Казахстана в его взаимоотношениях с соседними республиками Центральной Азии. Во всяком случае, каких-либо серьезных событий в ее отношениях с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в рассматриваемый период не наблюдалось.
Заметным результатом визита президента Назарбаева в Бишкек (апрель 2007 года) стала договоренность лидеров двух стран о создании Высшего Межгосударственного Совета (ВМГС) и Совета министров иностранных дел (СМИД) РК и КР.
Во время своего визита в сентябре 2007 года в Душанбе казахстанский лидер договорился со своим таджикским коллегой о создании казахстанско-таджикского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 100 млн. долларов США, который будет финансировать совместные проекты, реализуемые на территории Таджикистана.
Что касается Узбекистана, то единственная встреча Н. Назарбаева с президентом РУ Исламом Каримовым имела место 16 октября 2007 года и была посвящена текущим вопросам двустороннего сотрудничества.
Таким образом, в отношениях Казахстана с этими центрально-азиатскими республиками реализации серьезных мер, способных заметно повысить роль Астаны в Центрально-азиатском регионе не наблюдается. Показательна в этом отношении пассивность Казахстана в отношении выдвинутой его лидером еще в 2005 году инициативы по созданию Союза центрально-азиатских государств.

Анализируя позицию и действия Астаны в отношении СНГ, можно определить следующие мотивы, которые отвечают внешнеполитическим интересам республики.
Будучи избранным на 2010 год председателем ОБСЕ, Казахстан заинтересован в стабильном функционировании СНГ и максимальном единстве позиций его участников, как в условии оказания возможной коллективной поддержки тем или иным своим действиям, которые РК предполагает предпринять в рамках своего предстоящего руководства ОБСЕ.
Благодаря объявленной многовекторной политике, Казахстан сумел обеспечить поддержание и развитие ровных и сбалансированных партнерских отношений практически со всеми странами Содружества. Можно утверждать, что сегодня Казахстан в этом вопросе опережает Россию, которая за последние годы в той или иной степени испортила отношения с Грузией, Украиной, Белоруссией и т.д. В связи с этим Астана имеет реальные возможности для того, чтобы постепенно вытеснить Москву с доминирующих позиций на постсоветском пространстве и стать весьма привлекательным и удобным «старшим партнером» или даже неформальным лидером в СНГ.
Реализации данного сценария благоприятствует и фактор динамично растущего нефтегазового потенциала Казахстана, который играет ведущую роль в его внешнеэкономических и, как следствие, во внешнеполитических отношениях с другими странами, в том числе, с республиками СНГ. Кроме того, в пользу лидерских амбиций республики свидетельствует фактор ее будущего председательства в ОБСЕ.
Казахстан заинтересован в реализации выдвинутой им же самим концепции дальнейшего развития СНГ. В частности, это касается таких вопросов, как либерализация условий и дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества, включая введение полномасштабного режима свободной торговли, а также расширение взаимодействия постсоветских государств в области транспорта и энергетики. Иначе говоря, всего того, что отвечает интересам Астаны в сфере доставки ее углеводородного сырья и иных товаров на внешние рынки.
Другим приоритетным направлением для Казахстана является повышение уровня многостороннего взаимодействия по вопросам обеспечения коллективной безопасности, включая совместное противодействие международному терроризму, экстремизму, организованной преступности, незаконному обороту оружия, наркобизнесу и нелегальной миграции.
Нельзя здесь не учитывать и личностный фактор. Президент РК Нурсултан Назарбаев стремится войти в историю, причем, как считают местные наблюдатели, не только в качестве сильного лидера своей страны, но и как бесспорного инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте