Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Признание - за гранью дружбы

Автор: Пресс-папье

Недавний визит в Казахстан госсекретаря США Кондолизы Райс, похоже, не смог изменить расстановку внешнеполитических приоритетов Астаны, несмотря на настойчивые попытки гостьи «вразумить неразумных». Очевидно, стремясь расставить все точки над «i», глава казахстанского МИД Марат Тажин на совместной с К. Райс пресс-конференции определил отношения Казахстана с США – как «стабильные» и носящие «стратегический характер», а с Россией – как «отличные» и «политически выверенные». Что называется, «почувствуйте разницу».
Но, несмотря на то, что Казахстан является наиболее близким и последовательным союзником России, российско-казахстанские отношения простыми и однозначными не назовешь. Показателем их многослойности может служить отношение Астаны к недавнему российско-грузинскому противостоянию в Южной Осетии.
С одной стороны, в этой очень непростой ситуации Казахстан оказал (кстати, и продолжает оказывать до сих пор) Москве весьма активную и однозначную политическую поддержку. С другой стороны, по самому важному вопросу – признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, на которое российская сторона, наверняка, рассчитывала, он предпочел «воздержаться» – здесь «Ак Орда» (резиденция казахстанского президента) предпочла не отвечать ни да, ни нет.
Безусловно, Астане нет резона признавать суверенитет бывших грузинских автономий, даже в угоду Москве. Во-первых, как постоянно подчеркивают официальные лица страны, «принципиальная позиция Казахстана – принцип территориальной целостности доминирует над правом народов на самоопределение». К тому же, в казахстанской позиции, в отличие от российской, присутствует явная последовательность подходов – не так давно Астана отказалась признавать независимость Косово, так на каком основании ей, ставя себя неудобное положение, поступать с точностью до наоборот в отношении Абхазии и Южной Осетии?
Во-вторых, при рассмотрении данного вопроса, казахстанские власти исходят и из прагматических соображений. Республика имеет в Грузии широкие экономические интересы, приличные казахстанские инвестиции (2 млрд. долларов США) вложены в грузинскую энергетику, ее транспортную, строительную, коммуникационную и другие отрасли. Рисковать ими Астане просто не выгодно, тем более что взамен она, кроме неприятностей, ничего не получает.
Кстати, говоря о прагматизме, можно вспомнить то, что Казахстан после начала войны в Южной Осетии приостановил реализацию части своих проектов, осуществлявшихся в Грузии (строительство нефтеперегонного завода в Батуми и сооружение зернового терминала в Поти). Это, как утверждают эксперты, было сделано именно из-за нежелания ставить их под угрозу в связи с нестабильностью ситуации в этой стране.
С другой стороны, признание суверенитета Цхинвали и Сухуми неизбежно приведет к резкому ухудшению политических отношений с Тбилиси. Для того чтобы их серьезно портить, Казахстану нужен очень весомый повод, которого сегодня, следует признать, нет.
Наверняка руководству РК, с учетом грядущего через пару лет его председательства в ОБСЕ, не хочется омрачать и свой международный имидж – имидж прогнозируемого, последовательного и удобного партнера, с которым можно строить сбалансированные и безопасные отношения.
В-третьих, несмотря на нынешнюю внутреннюю стабильность и межнациональное умиротворение, над республикой хоть и неявно, но все-таки висит «Дамоклов меч» сепаратизма. Повода расслабиться властям РК не оставляет наличие на севере и востоке страны целых областей, где преобладает русско-славянское население. Как считают местные эксперты, опасение угрозы сепаратизма в нынешних условиях имеет под собой реальные основания. При этом указывается на рост «под внешним влиянием» активности действующих в Казахстане славянских и казачьих общественных организаций. Поговаривают даже об активной «раздаче» российских паспортов жителям упомянутых регионов. Здесь сразу напрашивается аналогия с такими же процессами, имевшими ранее место в Южной Осетии и в Абхазии.
Все эти факторы и определяют отношение Казахстана к рассматриваемому вопросу. Директор алматинской Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев определил его следующим образом: «Казахстан не торопится признавать Абхазию и Южную Осетию». Такой подход позволяет Астане не ссориться ни с Москвой, ни с Грузией, ни с Западом.
С другой стороны, нейтралитет в кавказских делах дает Астане возможность маневрировать и даже извлекать для себя определенную политическую пользу. В частности, пытаться выступить в качестве посредника в конфликте между Москвой и Тбилиси. Несомненно, если ей удастся сыграть такую роль, это может поднять ее рейтинг не только в СНГ, но и в мире. К тому же, такая линия поведения дает возможность Казахстану поторговаться с Западом, в частности, с США и, в обмен на свое «правильное понимание текущего момента», попытаться получить от них конкретные уступки.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте