Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Формула хрупкого равновесия

Автор: Вардан Григорян

Декларация, подписанная президентами Армении, Азербайджана и России 2 ноября в Москве, зеркально отражает не только новую ситуацию, создавшуюся после российско-грузинской войны на Южном Кавказе, но и глобальные и региональные возможности борющихся за него сил.
По нашему мнению, российская дипломатия, главный вдохновитель подписания этого документа, ставшего итогом встреч, переговоров и обсуждений нескольких последних месяцев, пришла к следующим предварительным выводам:
а) как бы этого ни хотелось, на данном этапе окончательное урегулирование карабахской проблемы невозможно;
б) если оставить урегулирование конфликта сопредседателям Минской группы ОБСЕ, то Москва может утратить определённое тактическое преимущество, которого она добилась в ходе последних событий в регионе;
в) пока нужно сохранить хотя бы формат Минской группы ОБСЕ, но при этом в её рамках постепенно играть роль «первой скрипки»;
г) при подобном развитии событий Россия станет гарантом политического решения нагорно-карабахской проблемы и, тем самым, лишит Запад возможности выполнять миротворческие функции.
В контексте глобальных и региональных процессов, а также обусловленных ими стратегических и тактических приоритетов Московская декларация является переходным документом, как для сторон конфликта, так и для всех посредников.
Это обстоятельство доказывает справедливость заявлений армянской стороны о невозможности решить проблему силовым путем, поскольку уже в первом пункте документа три стороны заявляют, что «будут способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта...».
Продолжая эту мысль, декларация также заявляет, что урегулирование проблемы должно осуществляться «на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов».
Примечательно, что подписавшие декларацию страны «подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 года». Это означает, что последняя инициатива Дмитрия Медведева является попыткой повысить роль Москвы в Минской группе, а не подменить ее.
Последнее обстоятельство имеет особое значение, так как после российско-грузинского военного конфликта многие дипломаты и аналитики полагали, что Москва и Вашингтон едва ли сядут за один стол как сопредседатели Минской группы. Между тем, 1 ноября, в канун трехсторонней встречи, американский посредник МГ ОБСЕ Метью Брайза находился в Москве, где участвовал не только во встрече министров иностранных дел трех стран с сопредседателями, но и вёл переговоры со статс-секретарём российского МИД Григорием Карасиным.
Большое значение для армянской стороны имеет третий пункт декларации, в котором говорится, что «достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов». Этот пункт, по существу, обосновывает пакетное урегулирование проблемы. Правильное применение этой формулы может исключить разногласия между сторонами по вопросам, касающимся содержания и порядка проведения «откладывающегося референдума» (по будущему статусу Нагорного Карабаха – ПП).
Четвертый пункт Московской декларации, подчеркивающий необходимость продолжения переговорного процесса, является в какой-то степени шаблонным: об этом посредники говорили и раньше. Поэтому, на наш взгляд, куда более интересен последний, пятый пункт документа, в котором отмечается важность создания «условий для реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию». Нужно признать, что подобные идеи и раньше находили место в разных коммюнике и устных заявлениях по итогам переговоров, проводившихся по инициативе стран-посредниц и их руководителей.
Однако не стоит забывать о том, что сегодня, говоря словами российского посредника Юрия Мерзлякова, мы имеем дело с первым документом, «принятым на уровне президентов Армении и Азербайджана» после 1994 года. Это значит, что в ближайшее время Россия может перейти от слов к делу и выступить с новыми инициативами, направленными на налаживание диалога между двумя странами и обществами.
Трехсторонняя декларация открывает перед Москвой, которая в ближайшие месяцы продолжит работу по укреплению своего военно-политического присутствия в регионе путем ускорения процесса Нагорно-карабахского урегулирования, новые «стартовые возможности». Причем, ее активные действия имеют строгие «временные рамки», поскольку перспектива очевидной победы демократов на выборах в США и смены власти в этой стране (20 января 2009 года) позволит российской стороне действовать более свободно около трёх-четырёх месяцев.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте