Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Для Турции нормализация отношений – не такое уж необходимое и срочное дело

Автор: Кристине Агаларян

Интервью с аналитиком Центра стратегического анализа «Spectrum» Сергеем Саркисяном:
«Аравот»: - Насколько реально претворение в жизнь предложенной Турцией «Кавказской платформы безопасности»?
С.С.: - (…) С момента распада СССР Турция время от времени выступала с различными предложениями о создании некой подобной структуры, которые отличались лишь расстановкой акцентов. Нынешней инициативой Анкара, по большому счету, предлагает России разделить сферы влияния в регионе Южного Кавказа. Однако для Москвы это предложение привлекательно по иным причинам.
Во-первых, участие в подобной региональной структуре будет свидетельствовать о ее готовности к проведению совместно со всеми странами региона скоординированной региональной политики, что очень актуально после ее жесткого вмешательства в войну в Южной Осетии в августе 2008 года.
Во-вторых, это даст Москве дополнительный инструмент для проведения совместно с Анкарой политики, ограничивающей, насколько это возможно, экономическое, политическое и военное присутствие в регионе Южного Кавказа внерегиональных сил, прежде всего, США. Такое совпадение интересов России и Турции уже не первый год наблюдается в вопросе присутствия иностранных военно-морских сил в Черном море.
В-третьих, Москва надеется на то, что участие Турции совместно с Россией в новой региональной организации приведет к проведению Анкарой более сбалансированной и менее ориентированной на НАТО политики.
В-четвертых, это послужит дальнейшему росту двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области энергетики, поставок и транзита нефти и газа, развития транспортных коммуникаций.
«Аравот»: - Насколько эффективными могут быть силы оперативного реагирования стран ОДКБ, какие именно процессы стали главным поводом для принятия решения об их создании?
С.С.: - (…) Усиление ОДКБ является одной из основных задач Москвы, так как в новой концепции внешней политики России именно этой организации отводится роль «ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ». Как представляется, именно ОДКБ станет той базой, на которой она (Россия – ПП) будет строить союзнические отношения со своими стратегическими партнерами. Без участия в деятельности ОДКБ возможность построения таких отношений представляется сомнительной.
Однако надо помнить и о том, что в случае возобновления Азербайджаном активных боевых действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта, во избежание дополнительных международных проблем, они вряд ли выйдут за пределы территории бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики, поэтому ни о каком задействовании статьи 4 (о коллективной обороне) Договора о коллективной безопасности говорить не придется. Здесь важен не сам факт гипотетически возможного вовлечения в боевые действия размещенных на территории Армении ВС РФ, а возникновение нежелательного для Москвы политического кризиса в ОДКБ, когда другие государства-члены организации по отношению к военному конфликту между Азербайджаном и Арменией займут (в основном, по экономическим (нефтегазовым) и конфессиональным причинам) нейтральную позицию.
Вместе с тем, помощь Армении, как своему союзнику по ОДКБ, Россией может быть оказана, и по другим, не менее эффективным схемам.
(…)
«Аравот»: - Какое место занимают Армения, Азербайджан и Грузия в российско-американских взаимоотношениях в целом, и насколько адекватно это место воспринимается в Армении?
С.С.: - Я бы не переоценивал роль и место Южного Кавказа в российско-американских взаимоотношениях. Эти государства находятся под воздействием более серьезных, глобальных вызовов, к примеру, по вопросам отношений с Ираном, его ядерной программы, необходимости обновления договоров по ПРО, СНВ, ДОВСЕ, координации совместной борьбы с международным терроризмом, ситуации в Афганистане и т.п.
Конечно, интерес к региону резко возрастает в случае дестабилизации военно-политической ситуации в регионе, что и показала «пятидневная» война в Южной Осетии и Абхазии. Однако если Россия, как часть Кавказа, в большей степени вовлечена в региональные, межгосударственные и внутриполитические процессы, то США в нынешней ситуации заинтересованы, в первую очередь, в эволюционном развитии региональных процессов, без резкой эскалации напряженности до состояния, которое может поставить под угрозу осуществление в регионе экономических и военно-политических проектов.
С этой точки зрения, как мне кажется, роль и значение региона Южного Кавказа в американо-российских отношениях остаются недооцененными, как Вашингтоном, так и Москвой, в том числе, и по причине недопонимания ими конфликтного потенциала региона, географии, как уже обозначенных, так и латентных конфликтов.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте