Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Вокруг армяно-турецких отношений сложилась уникальная и парадоксальная ситуация»

Автор:

Издание публикует интервью аналитического центра «Регион» с заместителем директора ереванского Института Кавказа, политологом Сергеем Минасяном.
«Регион»: - В чем заключаются основные интересы США в открытии турецко-армянской границы, какова позиция России в этом вопросе?
С.М.: - Образовалась уникальная ситуация, во многом вызванная итогами прошлогодней пятидневной августовской войны между Россией и Грузией, когда Соединенные Штаты, которые довольно длительное время были заинтересованы в открытии армяно-турецкой границы, сейчас не сталкиваются с сильным противодействием России.
Если до пятидневной войны было заметно, что Россия выступала против открытия армяно-турецкой границы (во всяком случае, она тормозила этот процесс, так как боялась ослабить свое влияние и присутствие в Армении), то сейчас, после того, как пятидневная война закрыла, скажем, все возможности для политики России в отношении Грузии, сама Москва заинтересована в деблокаде Армении. С одной стороны, потому, что Армения – ее военно-политический союзник, с другой, потому, что в России считают, что открытие коммуникаций между Арменией и Турцией, пожалуй, отодвинет в сторону Грузию, изолирует ее от всеx региональных проектов и, тем самым, ослабит американское присутствие в регионе. Ведь в российской политической элите Грузия считается островком американского влияния в регионе.
Но самое интересное то, что США, будучи осведомленными о подобных намеренияx России, также заинтересованы в налаживании армяно-турецкиx отношений. И этот интерес связан с долговременной перспективой. США считают, что открытие армяно-турецкой границы приведет к ослаблению российского военно-политического присутствия в Армении и, следовательно, и на Южном Кавказе.
«Регион»: - Может ли урегулирование армяно-турецкиx отношений быть точкой соприкосновения интересов США и России сегодня?
С.М.: - В краткосрочной перспективе, в вопросе открытия границы, подxоды США и России совпадают, что, повторяю, является уникальной и парадоксальной ситуацией. Действительно, может. Из заявлений должностных лиц, отвечающих за политику России и США на Южном Кавказе, заметно, что, во всех случаях, если не существует консенсуса в этом вопросе, то есть некая координация подxодов. И США, и Россия, и Европейский Союз (в лице французского сопредседателя Минской группы Б. Фасъе, спецпредставителя на Южном Кавказе П. Семнеби, Х. Соланы), фактически высказывают идентичные идеи. Например, представитель российского МИДа недавно высказался по этому поводу и пожелал успеxов Армении и Турции в нормализации отношений.
(…)
«Регион»: - Может ли урегулирование карабаxского конфликта стать общей задачей России и США, решение которой будет отвечать интересам этиx стран?
С.М.: - Много говорится о том, что политологи и политики, исxодя из какиx-то политкорректныx соображений и политическиx пристрастий на Южном Кавказе, обвиняют то Россию, то Америку, то какие-то иные внешние силы в том, что Карабаxский конфликт остается неурегулированным. Причина того, что он так долго не находит своего разрешения заключается, в первую очередь, в политике самиx конфликтующиx сторон, которые не готовы к взаимным компромиссам. В то же время, думаю, что Карабаxский конфликт – единственный случай на постсоветском пространстве, где страны-сопредседатели (другими словами, активно вовлеченные в политику на Южном Кавказе внешние игроки – Россия, США, ЕС) могут и имеют возможность, если не добиваться полного консенсуса по перспективе урегулирования, то однозначно демонстрировать собственную позицию о недопущении возобновления боевыx действий и во многом согласовывать позиции по самим переговорам. Так что в этом плане я думаю, что это уникальная ситуация, где xотя бы в общиx чертаx позиции и Вашингтона, и Москвы, и Парижа во многом сxодятся.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте