Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Россия торпедирует любой вариант урегулирования, который не совпадает с ее геополитическими интересами»

Автор:

Интервью аналитического центра «Регион» с политическим обозревателем азербайджанской газеты «Зеркало» Рауфом Миркадыровым.
«Регион»: - В чем заключаются основные интересы США в открытии турецко-армянской границы, какова позиция России в этом вопросе?
Р.М.: - Во-первых, сегодня Армения полностью зависит от двух, мягко говоря, не совсем дружественных США стран – России и Ирана. Этот фактор предопределяет ее внешнеполитические приоритеты.
При этом необходимо учесть, что Армения не может в полной мере использовать возможности прозападной Грузии. С одной стороны, Грузия полностью разорвала отношения с Россией, что, безусловно, влияет на экономическую ситуацию в Армении. А с другой стороны, Грузия просто вынуждена в той или иной мере учитывать интересы Азербайджана, выстраивая свои, прежде всего, экономические отношения с Арменией.
Открытие границы уменьшит зависимость Армении от России и Ирана. Это, в свою очередь, позволит ей проводить в дальнейшем менее «сбалансированную» внешнюю политику, а по сути, отказаться от пророссийской внешней политики.
Во-вторых, Запад и, прежде всего, США считают необходимым интеграцию Южного Кавказа в евроатлантическое пространство, прежде всего, в структуры НАТО как в цельную геополитическую единицу. Однако Южный Кавказ не может стать надежным звеном в единой цепи евроатлантического пространства, пока в Армении существуют российские военные базы. То есть, в конечном счете, ограничивая политико-экономическое влияние России и Ирана на Армению, предоставив Армении четкие гарантии безопасности, Запад и, прежде всего, США, попытаются добиться вывода российских войск из этой страны.
Безусловно, в Москве прекрасно знают, какие цели, однозначно поддерживая процесс нормализации армяно-турецких отношений, ставят, в конечном счете, США. Поэтому неудивительно, что Россия на официальном уровне никак не отреагировала на сообщения о согласовании «дорожной карты» по нормализации двухсторонних отношений между Арменией и Турцией. И это при том, что Москва однозначно выступила в поддержку турецкой инициативы, то «есть Платформы стабильности на Южной Кавказе», которая в нынешних реалиях не может быть реализована в принципе.
В-третьих, президент Обама решил и конкретные тактические задачи. Ему необходимо было не употреблять термин «геноцид» в своем обращении 24 апреля, чтобы не испортить отношения США и Турции, которые и так далеки от идеала.
«Регион»: - Может ли урегулирование армяно-турецких отношений быть сегодня точкой соприкосновения интересов США и России?
Р.М.: - Однозначно, нет. И вообще, никакой «перезагрузки» ждать не стоит. И причина отнюдь не в отсутствии, как говорится, доброй воли – интересы не совпадают. Достаточно привести всего лишь один пример: Россия попытается сохранить под своим контролем маршруты транспортировки энергоресурсов, прежде всего, газа из каспийского бассейна в Европу, чтобы в дальнейшем иметь рычаги влияния на такие ведущие европейские страны, как Германия и Франция. А США, наоборот, пытаются ускорить реализацию таких проектов, как «Набукко», которые обходят стороной Россию, и в которых Турции, кстати, и Азербайджану, отводятся ведущие роли.
Кстати, в случае нормализации армяно-турецких отношений, параллельно с урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха Армения может стать участником «Набукко». В этом случае она избавится от зависимости от России и Ирана в обеспечении страны газом.
(…)
«Регион»: - Может ли урегулирование карабахского конфликта стать общей задачей России и США, решение которой будет отвечать интересам этих стран?
Р.М.: - Опять же, однозначно, нет. Перед визитом в Азербайджан министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью представителям азербайджанских СМИ, в котором он изложил позицию Москвы по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Во-первых, по словам Лаврова, стороны – Азербайджан и Армения – сами должны договориться о принципах урегулирования. То есть, извне сторонам конфликта какие-либо рецепты урегулирования навязываться не должны. Это – спорное утверждение.
Во-вторых, С. Лавров заявил, что Россия поддержит тот вариант урегулирования конфликта, который сохранил бы ныне существующий баланс сил в регионе. Сегодня в регионе мы имеем следующий расклад: пророссийскую Армению, проамериканскую Грузию и нейтральный Азербайджан. Однако очевидно, что если армяно-азербайджанский конфликт будет урегулирован не под монопольным патронажем России, это, безусловно, приведет к изменению геополитического баланса сил. А на урегулирование под монопольным патронажем России, то есть, например, на размещение в зоне конфликта миротворческих сил, состоящих исключительно из российских войск, не согласятся ни Азербайджан, ни даже Армения, не говоря уже о США.
Таким образом, С. Лавров, по сути, открытым текстом заявил, что Россия попытается торпедировать любой вариант урегулирования конфликта, который не будет укладываться в рамки ее геополитических интересов. А вариант, который укладывается в ее геополитические интересы, не устраивает другие заинтересованные страны. Опять же тут дело не в отсутствии доброй воли, а в столкновении интересов, о которых я уже выше упомянул.
Не выдерживает никакой критики и аргумент о том, что после августовских событий в Грузии, из-за закрытия транспортных коммуникаций Россия должна быть заинтересована в нормализации армяно-турецких отношений и в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, хотя бы для обеспечения всем необходимым своих войск в Армении (в этой стране дислоцирована военная база России – ПП). Все логично, но только на первый взгляд.
Дело в том, что ни открытие армяно-турецкой границы, ни начало процесса урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха в положении российских войск в Армении ничего не изменит. В любом случае Турция, будучи членом НАТО, не пропустит через свою территорию грузы военного назначения для российских баз в Армении. Азербайджан также не пропустит через свою территорию грузы военного назначения для российских баз в Армении до окончательного урегулирования конфликта. Даже теоретически вряд ли Азербайджан станет способствовать усилению боевой мощи российских войск в регионе до окончательного урегулирования конфликта, особенно, если учитывать, что Россия и Армения являются союзниками по военному блоку – ОДКБ.
России намного проще решить проблему обеспечения своих войск в Армении через территорию Средней Азии и Ирана, сохраняя существующие конфликты, которые позволяют ей манипулировать странами региона. Как отмечено выше, в случае развития событий, а точнее нормализации армяно-турецких отношений и урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха по американскому сценарию, необходимость существования российских военных баз в Армении отпадет сама собой.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте