Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

К чему приведет политика России в отношении Ирана?

Автор: Игорь Мурадян

(…)
Главным достижением администрации Барака Обамы является то, что по поводу Ирана ей удалось достичь определенных и принципиальных договоренностей с Россией. В последние месяцы Москва во взаимоотношениях с США продемонстрировала свою готовность к взаимным уступкам. Прежде всего, это касается проблем СНВ-1, системы ПРО в Европе и по предоставления воздушного коридора в направлении Афганистана.
Как выяснилось, в самое последнее время к системе взаимных уступок добавилась проблема разграничений в Каспийском бассейне. Это довольно много, если иметь в виду, что с начала осуществления концепции «перезагрузки» в политике США прошло мало времени.
Россия находится в крайне сложном положении, если иметь в виду не только актуальные экономические проблемы, но и среднесрочные внешнеполитические и социально-экономические перспективы.
РФ переживает глубокий социальный, демографический и экономический кризис и нуждается в партнерстве западного сообщества – как Евросоюза, так и США. Современная российская элита поняла, что дальнейшая конфронтация с Вашингтоном не приведет ни к чему позитивному, и, несмотря на множество проблем у США, Россия проиграет в этом бессмысленном противостоянии.
Вместе с тем в отношениях с Ираном существуют множество общих задач, и им ничего не угрожает. В Москве полагают, что даже в случае самого грубого отношения к Тегерану, последний не станет дистанцироваться от России, которая необходима ему как страна-поставщик вооружений, авиации и технологий.
Россия «сдала» Иран по-крупному, то есть по кардинальным вопросам. Она согласилась на солидарность с США и ведущими государствами Европы по проблемам Ирана, в том числе, и в Совете безопасности ООН. Российские политики стремятся воспользоваться предложениями и намерениями Б. Обамы, так как неизвестно, каким будет политика США в будущем.
Для США позиция России крайне важна, потому что американцы наблюдали провал политических усилий и Билла Клинтона, и Джорджа Буша в отношении укрощения Ирана, так как Россия являлась главной помехой в осуществлении этой задачи. После упразднения комиссии Гор-Черномырдин, то есть, уже более 10 лет Иран еще не сталкивался со столь жесткой позицией России, в том числе, по вопросу поставок вооружений. Однако наиболее обидным для него явилось то, что в отказе России в поставках Ирану средств ПВО С-300 ключевую роль сыграл Израиль.
Москва надеется на безболезненное в будущем восстановление отношений с Ираном, но это вовсе не обязательно. Вместе с тем, подобная политика России приведет к заметным изменениям в регионе и, в том числе, в поведении США, учитывая разработку и применение их стратегии, а также расстановку сил не только в регионе, но и в мире.
(…)
Таким образом, «сдача» Россией Тегерана приведет, во всяком случае, на некоторое время, к снижению роли и значимости Ирана в региональном и мировом масштабах. Это дает наибольшие возможности для его блокирования и оказания на него беспрецедентного давления, что уже отражается на его поведении. Путем некоторых уступок и толерантного поведения Иран пытается продемонстрировать европейским государствам, что с ним можно выстраивать отношения и без участия США. Но эта политика не имеет перспективы, так как ведущие европейские государства уже не станут экспериментировать в играх с ним, потому что ничего не добились на протяжении последних десяти лет. Ситуацией рулят американцы, и они уже не отдадут инициативу европейцам, так как нынешняя политика России практически замыкает блокирование Ирана.
(…)
Если данные обстоятельства приведут к ухудшению отношений между Ираном и Россией, это может привести к подрыву некоторых инфраструктурных проектов, в которых весьма заинтересована Армения. Это – реализация проекта транспортировки газа, строительство южного железнодорожного направления, хотя Иран не менее заинтересован в этих проектах. Безусловно, не будет ни катастрофы, ни серьезных разногласий, но некоторые планы могут подвергнуться пересмотру и их реализация будет заморожена. Это, в сущности, незначительная проблема по сравнению с тем, что формирование российско-армянско-иранского стратегического альянса может быть подорвано. Причем, недоверие между этими тремя странами может усилиться, и «третья сила» переиграет в регионе всех, предложив перспективу, более равноценную, с точки зрения Запада.
Вместе с тем, такое крупное государство, как Иран, не может надолго остаться без внешних предложений и позитивных инициатив. Иран может ответить на «предательство» России скачком в сторону урегулирования отношений с США, что приведет к ускорению процесса «замещения» в регионах функций Турции Ираном, который будет готов решать многие задачи для приобретения новых позиций и новых партнеров.
В 1992-2009 годах Россия «сдавала» Иран, по крайней мере, трижды, идя на уступки то США, то Евросоюзу, то Израилю. Это не может продолжаться, тем более что в регионе, где все больше, усиливаются позиции Китая, который ежегодно импортирует из Ирана 80-90 млн. тонн нефти и который окажет давление на Иран – с целью создания более тесных отношений с ним в будущем.
«Сдача» Россией интересов Тегерана приведет к ускоренной нормализации отношений между США и Ираном, что внесет заметные коррективы в ситуацию на Южном Кавказе, в Центральной Азии и в других регионах и, в особенности, в Афганистане, где Иран к намерениям США будет относиться более терпимо.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте