Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Россия пытается играть роль медиатора

Автор: Ия Абулашвили

Встреча президентов России, Армении и Азербайджана, посвященная теме Нагорного Карабаха, состоится 25 января в Сочи.
Несмотря на то, что Дмитрий Медведев, Серж Саркисян и Ильхам Алиев в связи с этой проблемой уже встречались шесть раз, позиции армянской и азербайджанской сторон фактически остались непримиримыми.
Что касается упомянутой сочинской встречи, грузинские эксперты затрудняются прогнозировать ее результаты, хотя однозначно заявляют, что она эту проблему не решит.
Политолог Василий Чкоидзе считает, что роль России как медиатора необходимо свести к минимуму и активизировать усилия международного сообщества.
«Россия не заинтересована в решении карабахской проблемы, поскольку сохранение нынешнего статус-кво позволяет ей оказывать давление, как на Армению, так и на Азербайджан. В случае мирного урегулирования этой проблемы, Москва теряет рычаг давления на противостоящие стороны, она уже не сможет удержать их на орбите своего влияния.
В реальном урегулировании проблемы Нагорного Карабаха большая роль возлагается на предпринятые в последнее время шаги турецкой стороны. В частности, это касается улучшения ситуации в отношении Армении, а также расширения роли США и Евросоюза. Лишь после решающего вмешательства международного сообщества появится реальная возможность урегулирования этого конфликта.
Создавшаяся ситуация очень выгодна для России, как для посредника. Решение карабахской проблемы делает Южный Кавказ намного более привлекательным, интересным и перспективным регионом, в то же время, отвечает интересам не только Армении и Азербайджана, но и Грузии. Появится возможность реализации не одного регионального проекта, который будет способствовать экономическому подъему нашей страны и улучшению инвестиционной среды.
Существующий формат я не считаю эффективным, поскольку он служит только сохранению статус-кво и обеспечивает доминирующее положение России в процессе урегулирования конфликта. Поэтому этот его надо или изменить так, чтобы в него включились ведущие международные организации, а также США и Турция, или, возможно, будет лучше, если данный формат будет заменен другим, более интернациональным», - заявил Чкоидзе.
Эксперт Демур Гиорхелидзе считает проблему настолько сложной, что решить ее быстро не позволит ни один формат. Хотя важнее всего, насколько найдут отклик внешнеполитические попытки этих стран, как среди широких слоев общества, так и в политических кругах.
«Властям как одной, так и другой страны практически приходится ходить по лезвию бритвы. Если присмотреться к прессе этих стран, то позиции сторон, фактически, взаимоисключающие. При таком фоне ответственность ложится на политических деятелей. Если Армения не пойдет на урегулирование этого конфликта, она в перспективе ничего не получит ни от Турции, ни от международного сообщества. Ее участие в каких-либо глобальных проектах исключается.
Из-за этих неурегулированных территориальных проблем Азербайджан для Запада не столь эффективен, как мог быть при отсутствии этого конфликта. Для него проблему представляет не только Карабах, но и оккупированные армянами семь районов вокруг него. Думаю, на первом этапе решения этой проблемы Армении придется вывести войска из этих районов. Конечно, взамен она потребует определенных условий. В этом случае она может серьезно рассчитывать, как на Турцию, так и на участие в разных глобальных проектах. Азербайджан абсолютно верно ставит свое требование, согласно которому, войска надо вывести из этих районов без всяких предварительных условий.
Что касается решения проблемы самого Карабаха, то на это понадобится время. По нашему мнению, на сегодня у главных политических игроков в мире нет более или менее осязательной и приемлемой для обеих сторон стратегии, с помощью которой можно было бы решить проблему Карабаха. В таких условиях практически безальтернативным кажется подход, согласно которому сейчас статус Карабаха определять не следует и этот вопрос надо отложить на будущее. Само по себе, откладывание нельзя считать выходом из положения, но в случае принятия какого-либо неверного решения ситуация может еще больше осложниться.
Что касается сочинской встречи, разговор о том, что там придут к какому-либо решению, не имеет под собой реального основания. Но хорошо то, что президенты встречаются в рабочем режиме. Эта встреча не имеет претензии на то, что она может заменить «Минскую группу» или другую международную конфигурацию. Русские попытаются сыграть свою роль в урегулировании проблемы. Главное то, что в обеих странах сейчас подходящие условия для того, чтобы эта проблема получила более энергичный ход, поскольку ни в одной из них в ближайшем будущем не предвидится предвыборной кампании и власти не испытывают особого давления.
Многое будет зависеть от позиции Запада. С этой точки зрения, положение характеризуется позитивом, поскольку новая администрация США с особой конструктивностью подходит к урегулированию замороженных конфликтов. Думаю, использование этого конфликта против России или Запада бесперспективно и сопряжено с авантюризмом. А это в большой политике приносит лишь краткосрочную пользу, но в перспективе ее последствия ничего хорошего не сулят.
Что касается вовлечения в игру новых игроков, это практически невозможно. Россия сама по себе важная сторона. США довольно давно и интенсивно работают в Армении и Карабахе. Также большое значение имеет позиция Турции и Евросоюза, что, в конечном счете, может способствовать принятию позитивного решения. Хотя в этой ситуации Армения и Азербайджан окажутся перед одной опасностью: если они не займут конструктивной позиции и не пойдут на взаимные уступки, проблема может быть решена в жестком режиме, т.е. ведущие игроки мировой политики примут решение самостоятельно и вынудят обе страны подчиниться ему.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте