Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Российские инициативы в нагорно-карабахском вопросе (от 29.01.2010)

Автор: Игорь Мурадян

Россия всегда была наиболее неожиданным и опасным посредником и инициатором процесса урегулирования Карабахского конфликта, так как обладала наиболее действенными рычагами в конфликтных ситуациях на Южном Кавказе и, в частности, что касается Нагорного Карабаха. Некоторая сдержанность и даже отстранённость России от процесса «урегулирования» создали иллюзию отсутствия у неё реальных рычагов влияния на поведение заинтересованных сторон. Однако, в действительности, Москва всегда имела достаточное влияние на всех участников конфликтов в регионе, а также на внешние силы, которые, в той или иной мере, представлены на арене региональной политики. Деятельность Минской группы ОБСЕ привела к соблюдению баланса сил и влияния трех силовых центров – США, России и Европы в лице Франции, то есть, к обеспечению интересов данных «полюсов», хотя основная проблема этого баланса – отношениям между США и Россией. Главная задача этих трех сторон заключалась в недопущении перехвата инициативы одной из них в урегулировании конфликта и в достижении результата.
На протяжении достаточно длительного времени Россия не видела реальных угроз своему влиянию, так как ни США, ни Европа не были заинтересованы или не имели возможностей развернуть новые инициативы. В других случаях Москва очень хорошо понимала, что предпринимаемые американцами и европейцами шаги не имели под собой реальной почвы и обречены на провал. Минская группа принципиально не могла привести ситуацию к взаимовыгодному равновесию для всех трех сопредседателей, так как ранее геополитическая борьба в южно-кавказском и в соседних регионах разворачивалась исключительно в жестком конфронтационном формате.
(…)
Газовые игры – всего лишь одно из условий укрепления связей между Азербайджаном и РФ, хотя экономический фактор в данном случае имеет немаловажное значение. Россия понимает, что Армения является надежным партнером и ее опорой на Южном Кавказе, но этого для установления контроля над всем регионом, без чего Москве не будет покоя, совершенно недостаточно. Российские политики никогда не забывали о своих целях, заключающихся в доминировании на Южном Кавказе. Москва предпринимает усилия для создания «пятой колоны» в Грузии, причем, вовсе не на базе неких маргинальных партий и группировок левого толка, а на основе более широкой антиправительственной коалиции. Из разнообразных публикаций (в СМИ – ПП) можно почувствовать и увидеть, что в этом направлении ведётся последовательная работа. Россия пытается проникнуть и обрести позиции во всех структурах Грузии, в том числе, в вооруженных силах. В администрации и правящей партии этой страны немало «претендентов» на налаживание определенных отношений с Россией. Происходит работа по обработке широких слоев грузинского общества, и эта деятельность весьма успешна, так как грузинам присущи настроения конформизма, как во внешней, так и во внутренней политике.
В отличие от Грузии, Азербайджан никогда не имел с Россией труднопреодолимых проблем, азербайджанское общество состоит из многих самодостаточных социально активных группировок, которые могли бы стать опорой и социальной базой для проведения пророссийского политического курса.
(…)
По карабахскому вопросу Россия пытается реанимировать Майндорфскую декларацию от ноября 2008 года, придав ей новое содержание. Эта схема, которая с позором провалилась в конце 2008 года, может стать реальной в новых условиях, после того, как США активизировали процесс урегулирования турецко-армянских отношений, и когда произошло дистанцирование Азербайджана от Турции.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте