Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Парадоксальное совпадение

Автор: Пресс-папье

Факт приостановки процесса нормализации турецко-армянских отношений в Азербайджане встречен с нескрываемым удовлетворением.
«Как это ни парадоксально, но указ президента Армении о приостановлении ратификации цюрихских протоколов об установлении отношений между Анкарой и Ереваном совпадает с желаниями Азербайджана», - считает глава Общественного форума «Во имя Азербайджана» Эльдар Намазов. Он напомнил, что Баку был против нормализации турецко-армянских отношений и открытия границ между двумя странами, опасаясь того, что после этого Ереван, выйдя из региональной изоляции, еще более ужесточит свою позицию в Карабахском урегулировании.
«В последнее время, Армения и так вела себя неконструктивно, отказываясь принять предложенный сопредседателями Минской группы ОБСЕ обновленный вариант «мадридских принципов» Карабахского урегулирования, в то время как Баку их принял», - сказал Намазов.
Вместе с тем, как полагает Намазов, возникшая пауза в турецко-армянских переговорах, может позволить использовать возможности для продвижения в Карабахском урегулировании и «синхронизации двух процессов».
Аналитик информационного агентства «Туран» Зафар Гулиев также считает, что наступающий «тайм-аут» в турецко-армянских переговорах может быть использован для дипломатической активизации на карабахском направлении.
«В апреле прошлого года создалась примерно такая же ситуация. После протестов Азербайджана против курса правительства Эрдогана на сближение с Арменией, турецко-армянские переговоры были приостановлены до конца лета. Зато развернулась активность вокруг Карабахского урегулирования и в этот промежуток времени состоялись три встречи президентов Азербайджана и Армении, а в июле в Аквиле президенты США, Франции и России выступили с совместным заявлением по Нагорному Карабаху», - сказал Гулиев. На его взгляд, в течение последних полутора лет дипломатическая активность в регионе, словно маятник, качается между двумя процессами – турецко-армянским сближением и Карабахским урегулированием.
По мнению бывшего госсоветника по внешней политике Вафы Гулузаде, приостановив процесс ратификации протоколов, Армения дискредитировала не Турцию, а себя. «Турция показала миру, что она хотела нормализации отношений с Арменией. А Ереван, сорвав процесс, протекающий при посредничестве США, еще раз продемонстрировал, что является форпостом России в регионе и саботирует инициативы Запада, направленные на достижение стабильности в регионе», - считает Гулузаде.
Эксперт Международной кризисной группы Табиб Гусейнов считает, что решение Армении о приостановке процедуры ратификации, по сути, ничего не меняет в ситуации с турецко-армянскими переговорами. «Ведь в последние месяцы динамики в этом процессе не было, а протоколы так и не стали предметом обсуждений в парламентах двух стран», сказал эксперт.
При этом он не исключает негативного влияния приостановки турецко-армянских переговоров на Карабахское урегулирование. «Эти два процесса – как два сообщающихся сосуда. Обострение напряженности в одном из них, неизбежно негативно сказывается и на другом», - сказал эксперт МКГ.
По мнению политолога Расима Мусабекова, армянская дипломатия оказалась в сложной ситуации. Эксперт считает, что нормализация отношений с Анкарой и открытие границ, с одной стороны, сулило Армении выход из сложного экономического положения, а с другой – разрушение азербайджано-турецкого стратегического партнерства и лишения Баку своего главного союзника. Когда же в Ереване поняли, что этого добиться не удастся, и Турция не откажется от своего намерения открыть границу только после освобождения оккупированных азербайджанских территорий, Армения решила приостановить процедуру ратификации протоколов.
В свою очередь, заместитель председателя правления правящей партии «Новый Азербайджан», депутат парламента Али Ахмедов выразил мнение, согласно котоорому Армения, приостановив процесс ратификации цюрихских протоколов, еще раз показала неискренность своей позиции относительно путей решения региональных вопросов.
«Турция же находится на верном пути. Она считает реальным улучшение отношений с Арменией при условии освобождения азербайджанских земель от оккупации. Мы считаем эту позицию справедливой. Если Армения хочет улучшить отношения с Турцией, то она обязательно должна уйти с оккупированных земель», - сказал Ахмедов.
Независимый депутат парламента Азербайджана, член делегации страны в ПАСЕ Ганира Пашаева также считает, что виновником напряженности в регионе является Армения.
«До тех пор, пока Армения не освободит оккупированные территории Азербайджана, в этом регионе никакого партнерства с ней не будет. Армения не будет участвовать ни в одном проекте, где Азербайджан играет главную роль. Турция также продемонстрировала свою позицию, которая заключается в том, что границы, закрытые из-за оккупации азербайджанских земель, не откроются, пока азербайджанские земли не будут освобождены», - заявила парламентарий.
По мнению лидера оппозиционной партии «Мусават» Исы Гамбара, «неудача Армении, конечно же, означает успех Азербайджана и Турции». «Однако интересы Азербайджана заключаются в прекращении Арменией оккупации азербайджанских территорий. С другой стороны, открытие границ Армении с Турцией способствовало бы общей интеграции стран Южного Кавказа в Европы. В этом смысле решение Армении о приостановлении процесса ратификации протоколов является шагом, направленным против общих интересов и развитием процессов в неправильном направлении», - сказал Гамбар.
На решение Армении относительно замораживания процесса ратификации протоколов с Турцией отреагировал и официальный Баку. «Ереван вновь продемонстрировал этим свое истинное лицо. Такой шаг Сержа Саргсяна носит тактический характер. Саргсян хочет более глубокого вмешательства президента США в этот вопрос. Его желание и решение на самом деле демонстрирует, насколько Армения «искренна» в своем отношении к Турции и Азербайджану», - сказал заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в интервью общественному телевидению Азербайджана.
Что касается ситуации на переговорах по Карабахскому урегулированию, то замминистра охарактеризовал ее как «застойную». Это Азимов объяснил «несколькими причинами». «Первая – это неконструктивная позиция Армении. На встрече президентов России, Азербайджана и Армении в январе этого года в Сочи Серж Саргсян отвергал все предложения. С другой стороны, происходят изменения в составе сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, на днях сменил Игорь Попов. Французский сопредседатель Бернар Фасье также готовится на пенсию. Американец Роберт Брадтке пока еще является новичком и только-только входит в курс дела», - сказал Азимов.
На его взгляд, «такая застойная ситуация может продолжаться еще несколько месяцев».
Между тем, 23 апреля в Баку состоялось совещание по вопросам военного строительства. Открывая его, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил необходимость укрепления армии, поскольку армянская оккупация продолжается, а мировое сообщество остается «безучастным» ко всему этому. Азербайджанский лидер обвинил армянскую сторону в искусственном затягивании переговоров и фактическом отказе от «мадридских принципов» урегулирования. «Они хотят максимально продлить статус-кво. Не желают уходить с захваченных земель, хотят, чтобы переговоры длились вечно. Азербайджанская сторона, конечно же, никогда не согласится с этим», - сказал Алиев. Далее он отметил, что, игнорируя интересы Азербайджана и не решив Карабахский конфликт, нельзя будет решить другие региональные проблемы, включая энергетические.
«Война не окончена, завершился лишь ее первый этап. Мы должны сделать так, чтобы в любой момент суметь освободить наши земли военным путем», - сказал Алиев.
За последние 5-6 лет наши военные расходы увеличились более чем в 10 раз. Средства, выделяемые армии, выросли более чем в 10 раз.
Завершая свое выступление, он отметил, что если Армения не примет последний вариант урегулирования, то Азербайджан должен пересмотреть участие в переговорах и продемонстрировать «адекватную позицию».
Выступивший далее министр обороны, сказал, что главная задача армии – освобождение оккупированных земель. Для реализации этой цели успешно реализуется процесс строительства армии. Проведены многочисленные учения, усилена материально-техническая база, расширены сила и средства, закуплены беспилотные летательные аппараты, средства радиоразведки и радиоэлектронной борьбы и др. В разведывательных батальонах организованы курсы армянского языка.
В 2009 году артиллерийские части получили вооружение и системы залпового огня, способные уничтожать на большой территории вражеские цели на ближнем и дальнем расстояниях. Противотанковые ракетные системы многократно повысили возможности поражения вражеской бронетехники.
«В результате приобретения и установки новых систем вооружения наши Вооруженные силы способны уничтожать цели, расположенные на всей территории Армении», - заявил Абиев.
Отметим, что в настоящее время переговоры по Карабахскому урегулированию ведутся на основе «Мадридских принципов», выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в ноябре 2007 г. на СМИДе ОБСЕ в Мадриде и обновленных в декабре в 2009 г. в Афинах.
Этот план предусматривает возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления, открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе волеизъявления, обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц на возвращение в места их прежнего проживания, а также международные гарантии безопасности, в том числе, и операции по поддержанию мира.
Одним из принципиальных расхождений в позициях сторон является вопрос о механизмах выработки окончательного статуса НК.
Азербайджанская сторона считает, что окончательный статус должен определиться после возвращения в НК азербайджанского населения на основе консенсуса между азербайджанской и армянскими общинами. Согласованный вариант может быть вынесен на плебисцит в регионе, а затем окончательно утвержден на общеазербайджанском референдуме. При этом Баку соглашается, что пока консенсус между общинами не будет достигнут, НК будет обладать промежуточным статусом, а Азербайджан под международные гарантии возьмет обязательство о неприменении силы.
Армянская сторона настаивает на проведении юридически обязательного референдума в НК, который с учетом демографической ситуации неизбежно повлечет за собой отторжение НК от Азербайджана.
Философия мирного плана, предлагаемого посредниками, заключается в том, что конфликт должен разрешаться на основе трех принципов Хельсинкского заключительного акта: неприменении силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте