Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Новая попытка русификации образовательной системы

Автор: Анна Исраелян

Русский язык постепенно возвращается в наш быт, в том числе, посредством все чаще звучащего в телеэфире, вопреки действующему законодательству, негосударственного языка в Армении. Следующим шагом стала новая законодательная инициатива правительства, которой предлагается дать возможность создания на территории Армении «учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков или реализации образовательных программ изучения различных предметов на иностранных языках».
Член постоянной парламентской комиссии по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта Анаит Бахшян, имеющая многолетний опыт работы в системе образования, отвечая на наш вопрос, не является ли это отходом от позиции, согласно которой армянин должен посещать армянскую школу, сказала: «Если бы у меня под рукой не было аналитических материалов о снижении качества общего образования, я бы подумала, что это регресс. Но мы сегодня фактически имеем только национальные школы, у нас нет ни одной школы с обучением на иностранных языках, однако оценка знания армянского языка по 10-балльной системе составляет 3,9».
Учитывая недавний опыт существования в Армении русских школ, мы поинтересовались: если будет предоставлена возможность посещать школы с обучением на иностранных языках, могут ли эти показатели снизиться? «Думаю, проблема не в том, будет у нас школа с обучением на иностранном языке или нет. Проблема в том, чтобы идти по пути анализа общих причин и их устранения. И мне кажется, что если у нас будут мощные школы с обучением на иностранном языке, где армянский также в обязательно порядке будет преподаваться...».
Мы прервали г-жу Бахшян, чтобы еще раз напомнить об опыте советского времени, а именно, о том, как в русских школах преподавался армянский язык, в результате чего их выпускники плохо писали и читали на родном языке. В ответ депутат от партии «Наследие» сказала: «Но вы знаете, тогда в русских школах армянский изучался лучше, чем сейчас в армянских школах. Да, окончившие в то время русские школы не были грамотны в армянском, но армянский не знают и сегодняшние выпускники армянских школ. Это надо признать. Сегодня сторонники школ с обучением на иностранных языках могут успешно спекулировать этим. Однако, с другой стороны, все мы должны сказать, что это не должно быть за счёт родного языка, более того, качество преподавания родного языка нужно всячески и повсеместно повышать. Во всех школах родной язык должен преподаваться на очень хорошем уровне. Если хорошо знать родной язык, то можно хорошо выучить и любой другой».
За комментариями мы обратились также к правозащитнику Аветику Ишханяну, который когда-то (в конце 80-х - начале 90-х годов – ПП), будучи председателем организации «Маштоц», боролся за то, чтобы армянские дети ходили в армянские школы. «Эта инициатива правительства, с одной стороны, была неожиданной. Но если углубиться в историю независимости Армении, то не такой уж это и неожиданный шаг. В советские годы мне казалось, что ассимиляция нашего народа, его исход из Армении и другие негативные явления связаны с отсутствием государственности, и что если мы обретём независимость, все эти проблемы будут решены. Но за 20 лет независимости выяснилось, что болезнь гораздо запущеннее. Впервые это проявилось в 1997-98 годах, когда один из армянских оппозиционеров организовал сбор подписей в пользу присоединения Армении к союзу Россия-Белоруссия, и когда собралось огромное количество подписей. Было просто удивительно, что в независимом государстве был организован подобный сбор подписей. Я уже не говорю о том, что в Армении есть деятели, которые во время выборов заявляли, что наша страна должна войти в рублевую зону. Значит, эта болезнь пока сидит в нас, и нынешняя инициатива – одно из ее проявлений. Она выдвинута на этот раз той властной силой, которая считает себя носительницей национальных ценностей (имеется в виду правящая Республиканская партия – ПП). И не это ли мышление является причиной того, что мы время от времени теряли государственность? Язык – один из символов независимости. В качестве доказательства я могу привести пример Израиля, который после создания своего государства приступил к восстановлению языка, утраченного 2000 лет назад. Второй пример – Ирландия, которая после обретения независимости до сих пор восстанавливает свой язык. А мы, кое-как сохранив свой язык, сейчас, в условиях независимости Армении, пытаемся идти назад».
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте