Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Иранские яйца и российская корзина

Автор: Мариам Джамшиди

Интервью с членом комиссии по национальной безопасности меджлиса Мехди Санайи.
(…)
- В последнее время мы стали очевидцами переменчивости позиции России. В то время как недавно ее президент выступал против иранской ядерной программы, мы стали очевидцами запуска АЭС в Бушере. Что Вы думаете об этом парадоксе?
- Россия, согласно договорам, которые были заключены между нашими странами в рамках международных законов, была обязана запустить АЭС в Бушере, но по разным причинам несколько раз прибегла к отсрочкам. Бушерская АЭС является символом новых русско-иранских отношений, развивающихся в течение последних двух десятилетий, и недавние взлеты и падения в этих отношениях на ней отражаться не должны. Учитывая выгоды обеих наших стран, этот вопрос имеет особое значение. Запуск АЭС в Бушере важен для международной репутации России и ее положения в регионах. В данный момент Россия ведет переговоры с несколькими странами по заключению новых договоров о ядерном сотрудничестве, и запуск Бушерской АЭС хорошо повлияет на перспективы ее деятельности в этой области.
- Согласно Вашему мнению, насколько Россия может влиять на мировые процессы и, тем самым, на ядерную программу Ирана.
- Сегодняшняя Россия отличается от Советской России. Раньше она пыталась играть роль регулировщика в иранской проблеме. Однако ситуация со времен «холодной войны» сильно изменилась, и Россия – уже не Советский Союз, который мог повлиять на окончательное решение каких-то международных вопросов. В советские времена в своей внешней политике она руководствовалась идеологией, а не выгодами, и являлась мировой военной силой, однако сегодняшняя Россия, особенно, за последние десять лет руководствуется в политике исключительно своими выгодами и помогает Ирану ровно настолько, насколько эта помощь соответствует ее собственным политическим целям. Следовательно, мы должны осознавать, что в данный момент в России правит довольно прагматичное правительство. Это очень важный вопрос, поскольку я постоянно сталкиваюсь с политическим анализом, рассматривающим Россию точно такой, какой она была во времена «холодной войны». В данный момент ее внешняя политика основывается на принципах выгоды или вреда для себя самой.
Изменение ситуации в мире, а также смена руководства РФ вынуждает нас оценивать российскую политику трезво, потому что в сегодняшней России правит прагматичное руководство.
Надо также обратить внимание на то, что Россия естественным образом рассматривает ядерную проблему Ирана сквозь спектр своих собственных целей, и поступки и отзывы ее относительно этого вопроса основываются на ограниченных возможностях сегодняшней России, которые отличаются от возможностей России советской.
- Многие считают, что Россия изменила свою позицию по Ирану. Что Вы думаете об этом?
- Россия, Китай и Иран являются тремя большими странами в регионе, и их сотрудничество имеет огромное значение. Россия занимает свое место и своими ограниченными возможностями пытается противодействовать давлению США и Запада. Она всегда руководствовалась собственными интересами и никогда этого не скрывала. Сегодняшняя Россия – не заидеологизированная страна, она руководствуется исключительно своими выгодами.
С другой стороны, на этот вопрос влияют два разных обстоятельства – избрание президентом РФ Дмитрия Медведева и президентом США – Барака Обамы. Я лично считаю, что в России последнее слово все же принадлежит Путину. Но взгляды президента Медведева отличаются от взглядов премьер министра, и это обстоятельство однозначно влияет на развитие отношений России с другими странами.
Во время правления Путина внешняя политика России была прагматичной, однако в данный момент, она находится еще и под сильным влиянием процессов, происходящих в мире. Следовательно, недавние заявления президента Медведева мы переоценивать не должны.
Ясно, что Путин и Медведев являются двумя сторонами одной монеты, однако действуют они по-разному. Медведев является технократом, но за время его президентства мы не стали очевидцами каких-либо значительных перемен во внешней политике России, изменились лишь методы этой политики.
Второе обстоятельство – это смена ситуации после прихода к власти в США президента Обамы. После этого события Москву посетила Хилари Клинтон, которая вместе с министром иностранных дел России нажала на кнопку «перезагрузки» русско-американских отношений. Этот шаг был вовсе не символическим, а, наоборот, имел большое значение. Эти две страны договорились начать новый этап в своей внешней политике. Россия приготовила целый список своих внешнеполитических предпочтений и целей, в который входили такие вопросы, как нераспространение НАТО на восток и приостановка проекта размещения американских ракетных систем на территории Польши и Чехии. Кроме того, Россия получила право контроля над территорией, которая ранее входила в состав Советского Союза. Она получила все эти права взамен на помощь США в ее внешней политике.
Все три этих пункта, как мы уже убедились, Обама выполнил. Например, Вы больше не услышите ничего об упомянутых противоракетных системах. Кроме того, мы все стали свидетелями событий в Киргизии, в которые США и Европа предпочли не вмешиваться, несмотря на то, что волнения полностью охватили весь Киргизстан. Все это свидетельствует о том, что между Москвой и Вашингтоном был заключен серьезный договор. Об этом свидетельствуют и изменения в поведении России в Афганистане. Поскольку для США первое место в регионе занимает именно он, РФ начала сотрудничать с Америкой и в этом вопросе.
- Из ваших слов можно заключить, что Иран для России является неким инструментом, и русско-иранское сотрудничество находится в прямой зависимости от сближения или отдаления друг от друга Москвы и Вашингтона?
- Ответ на Ваш вопрос может быть и положительным, и отрицательным. Положительным, потому что все страны в своей внешней политике рассматривают другие государства, как некий инструмент для достижения своих целей. Исключений в этом вопросе не бывает. А отрицательным, потому что мы можем воздействовать на эту ситуацию сами. Мы сами пошли к России с предложением соорудить АЭС в Бушере. Конечно, другого выбора у нас и не было, потому что другие возможные партнеры отказались (от проекта – ПП), а от сотрудничества с иными отказались мы.
- Какие еще обстоятельства повлияли на изменение позиции России?
- Позиции России изменяются скачками. То есть, эти изменения очень быстрые и очевидные. Основной причиной является то, что политическая организация России не является такой же сильной и прочной, как европейская или американская. Именно по этой причине политические партии (РФ – ПП) не имеют большого влияния на решения российского правительства.
С другой стороны, Россия является страной производства и технологий. Однако, как заявил несколько лет назад Путин, производство России отстает даже от уровня производства самой отсталой страны Европы – Португалии. Следовательно, Россия стремится стать более современной, о чем свидетельствует то, что Медведев во время своего недавнего визита в США посещал, в основном, промышленные центры этой страны. Америка, кроме вышеупомянутых пунктов, также согласилась помочь с внутренними российскими проблемами, в данном случае, с технологиями. О важности технологической проблемы России свидетельствует то, что недавно арестованные в США российские шпионы занимались промышленным шпионажем.
Однако необходимо упомянуть о том, что мы сами за последние несколько лет некоторыми своими шагами помогли изменению позиции России в отношении Ирана. То есть, в тех случаях, когда у нас была возможность использовать противоречия, которые существовали между Евросоюзом и США или между Россией и Европой, мы не только этого не сделали, но и, наоборот, помогли им объединиться против Тегерана.
(…)
- Что бы Вы сказали напоследок?
- Если мы скажем, что Иран является стратегическим партнером России, то это будет неправдой. Мы должны быть реалистами. Представления, которые существуют в Иране относительно отношения России к нашей стране, абсолютно не реалистичны. Россия – это страна с большими внутренними проблемами, решение которых занимает первое место в ее внешней политике. Однако, с другой стороны, эта страна Россия является государством, которое может воздействовать на сохранение мира в регионе и в мире.
Всегда необходимо учитывать, что Иран в российской внешней политике занимает не первое место и что у России есть и другие интересы, которые она принимает во внимание, когда решает вопросы, связанные с Ираном.
Учитывая все это, мы вместо того, чтобы осуждать Россию, лучше бы поискали альтернативу ей в нашей внешней политике, чтобы не «собирать все яйца в одну корзину». Вместе с развитием отношений с Россией, мы не должны ограничиваться в поисках новых направлений своей активности. К сожалению, в последние годы мы в нашей внешней политике руководствовались исключительно принципом ограничений.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте