Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Казахстан снова стремится к лидерству в Центральной Азии

Автор: Пресс-папье

В условиях исполнения Казахстаном в течение 2010 года функций действующего председателя ОБСЕ сохраняются приоритеты внешнеполитического курса страны, ориентированные на продвижение его позиций в Центральной Азии с явной претензией на статус регионального лидера.
Показательным в этом отношении, в частности, является отраженный в программе председательства Казахстана в ОБСЕ тезис о том, что «Особым фокусом казахстанского председательства будет регион Центральной Азии. Казахстанское председательство намерено задействовать потенциал ОБСЕ для развития регионального сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности, решения экологических проблем, расширения транспортного сотрудничества».
Судя по всему, Казахстан рассматривает свое председательство в ОБСЕ в качестве одного из механизмов продвижения своих соответствующих интересов в рассматриваемом регионе. К тому же на этом посту он находится в центре внимания таких активных участников геополитической игры в Центральной Азии, включенных одновременно в зону действия ОБСЕ, как Европейский союз, США и Россия.
В целом, представляется, что основные направления и механизмы реализации политики Казахстана в Центральной Азии максимально раскрыты в новой Концепции внешней политики Республики Казахстан, утвержденной в 2009 году. Однако данный документ закрыт для всеобщего доступа. Поэтому представление об основных контурах внешнеполитической деятельности Казахстана в Центральной Азии можно получить, во-первых, из так или иначе затрагивающих их открытых официальных документов и, во-вторых, из соответствующих идеолого-пропагандистских установок, прежде всего, отраженных в материалах официальных и провластных СМИ.
В частности, можно отметить Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный указом главы государства 1 февраля 2010 года. Среди ключевых целей и приоритетов в сфере международных отношений и внешней политики здесь обозначен следующий тезис: «Казахстан продолжит курс на усиление разноскоростной и многоуровневой интеграции в Центральной Азии, на постсоветском и евразийском пространстве. Наряду с Россией Казахстан будет составлять стабильное ядро Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и формирующегося Таможенного союза. В то же время сохранит свою политическую и экономическую актуальность идея центральноазиатской интеграции».
Вместе с тем следует отметить, что после слияния в 2005 году организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ЦАС) с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) в Центральной Азии нет устойчивого интеграционного образования с участием стран данного региона. А озвученное в том же году предложение президент Казахстана о возможном создании Союза Центрально-Азиатских государств (СЦАГ) с общими рынком, валютой, зоной свободной торговли и т.д. не встретило своей поддержки среди руководителей других стран региона.
В результате всего этого Казахстан сегодня не имеет в Центральной Азии институциональной базы для продвижения себя на позиции регионального лидера. Поэтому одной из его ключевых задач, видимо, является создание в перспективе таковой базы в виде нового интеграционного образования.
С другой стороны, не исключено, что после серии, начиная с 1993 года, безуспешных попыток интеграции с другими центрально-азиатскими странами Казахстан осознает бесперспективность формирования нового интеграционного образования в регионе. В связи с этим возможно, что он делает ставку на действующие межгосударственные образования – СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, деятельность которых так или иначе охватывает и Центрально-азиатский регион. То есть, речь здесь идет о достижении в перспективе лидерства в данных структурах. Причем в тандеме с Россией, без поддержки которой это будет невозможным. Не случайно поэтому, что в рамках постсоветской интеграции Казахстан претендует на лидирующие роли наравне с Россией.
Что касается основных идеолого-пропагандистских установок по поводу лидерства Казахстана в Центральной Азии, то изучение различных заявлений президента страны Нурсултана Назарбаева и других официальных лиц Казахстана, а также публикаций в аффилированных с действующей властью СМИ, позволяет выделить следующие их направления:
1. Противопоставление Казахстана другим центрально-азиатским странам по тем или иным критериям.
Например, сам президент РК Нурсултан Назарбаев в своем интервью европейскому изданию «New Europe» за 24.10.2010 г. отметил, что «на фоне нестабильности в отдельных государствах Центральной Азии Казахстан остается самым стабильным в регионе». Кроме того, говоря о взаимоотношениях с Европейским союзом, он отметил, что «объемы торговли ЕС с нашей страной выше, чем с другими государствами Центральной Азии вместе взятыми». Наконец, по его словам, «…будучи председателем в ОБСЕ, мы привлекли внимание международного сообщества к проблемам Центральной Азии».
В таком же духе в апреле этого года на официальном веб-сайте казахстанского правительства «Ukimet.kz» вышла заметка «Казахстан эффективно осуществляет антикризисные меры и является лидером в Центральной Азии». В ней речь идет о презентации 8 апреля в Москве доклада «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус», подготовленного Институтом посткризисного мира. В основу данного доклада легли исследования более 247 ведущих экономистов, финансовых аналитиков, ученых, топ-менеджеров компаний, журналистов и политиков из 53 стран мира.
Как следует из указанной заметки, «Казахстан продолжает сохранять ведущие позиции в Центрально-Азиатском регионе, что является отражением успешности проводимой в республике политики». В основном соответствующие эксперты отмечают высокий уровень эффективности принятых республикой антикризисных мер, а также успешность ее многовекторной внешней политики. В частности, профессор Высшей школы экономики (РФ) Олег Матвейчев отметил, что «В Средней (Центральной) Азии Казахстан является несомненным лидером, и все страны региона идут в его фарватере».
2. Демонстрация активного участия Казахстана в стабилизации критической ситуации в Кыргызстане.
В данном случае делается акцент на то, что Казахстан и как соседнее государство, и как действующий председатель ОБСЕ приложил большие усилия не просто для стабилизации обстановки в Кыргызстане, но и для недопущения дестабилизации всего Центрально-азиатского региона.
Так, президент РК в интервью телеканалу Euronews за 10.11.2010 г. отметил следующее: «Благодаря нашим с президентами Д. Медведевым и Б. Обамой своевременным и скоординированным действиям, эффективной поддержке со стороны ООН, ЕС и других международных организаций, а также воле и мудрости многонационального народа Кыргызстана удалось предотвратить сползание этой страны к гражданской войне. Неуправляемое развитие кыргызского конфликта имело бы самые непредсказуемые последствия для всего региона Центральной Азии».
3. Демонстрация активного участия Казахстана в урегулировании военно-политического конфликта в Афганистане
Соответствующие месседжи, судя по всему, призваны показать, что именно Казахстан среди центрально-азиатских государств уделяет наибольшее внимание вопросам урегулирования затянувшегося военно-политического конфликта в Афганистане и тем самым приближается к устранению в его лице серьезного источника угрозы для безопасности всего региона.
Здесь, в частности, можно отметить интервью Нурсултана Назарбаева «Российской газете» от 2.11.2010 г., где он отметил, что «Афганскому государству нужна помощь в восстановлении мирной жизни, в строительстве экономики. В прошлом году Казахстан выделил Афганистану порядка 4 миллионов долларов на реставрацию школ, больниц и дорог. В качестве гуманитарной помощи мы направили в Афганистан зерно и другие продукты питания. Мы выделили 50 миллионов долларов на обучение 1000 афганских студентов профессиям агронома, врача, учителя, инженера-строителя и другим. Это поможет их стране вернуться к мирной жизни. Это наш реальный вклад в восстановление Афганистана».
4. Использование мнений и оценок зарубежных политиков и экспертов.
В данном случае можно привести следующие примеры:
- Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН (во время визита в Казахстан 8.04.2010 г. – прим.): «Мы обсудили важную роль Казахстана как лидера Центральной Азии в вопросах укрепления мира и стабильности в этом регионе… Я призвал Нурсултана Назарбаева взять на себя лидирующую роль и в решении водных проблем Центральной Азии».
- Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО (во время встречи с Назарбаевым в Брюсселе 25.10.2010 г. – прим.): «Казахстан является ведущим партнером НАТО в Центральной Азии… Мы благодарны Казахстану за поддержку миссии НАТО в Афганистане. Мы также ценим усилия Казахстана в обеспечении региональной безопасности…».
- Эртан Тезгор, личный представитель Действующего председателя ОБСЕ по сотрудничеству с азиатскими партнерами (в интервью информационному агентству «Казинформ» от 27.02.2010 г. – прим.): «Под руководством Президента Нурсултана Назарбаева Казахстан занял лидирующие позиции в Центральной Азии».
- Томас Грэхем, экс-помощник президента США, старший директор консалтинговой фирмы Генри Киссинджера «Kissinger Associates» (во время участия в работе дискуссионного клуба «Айт-парк» в Алматы 12.04.2010 г. – прим.): «В Средней Азии лидер Узбекистан. В Центральной Азии – Казахстан. Мы полагаем, что ваша страна занимает ключевое место в Евразии, это суверенное государство, с мнением которого считаются все мировые державы».
- Юрий Солозобов, директор по международным проектам Института национальной стратегии (в ходе международной научно-практической конференции «ОБСЕ и евразийский опыт сотрудничества» в Москве 11.06.2010 г. – прим.): «На мой взгляд, Казахстан успешно справился со своим председательством в ОБСЕ, и это было во многом обеспечено тем, что страна сегодня принимается в роли признанного лидера всей Центральной Азии, очень важного стратегического региона…».
5. Откровенное признание лидерства Казахстана в Центральной Азии в материалах провластной прессы.
Показательным в этом отношении является статья журналиста Татьяны Казанцевой «Многие лучшие умы мира пытаются понять, в чем же заключается успех Нурсултана Назарбаева», опубликованной в газете «Литер» за 25.05.2010. Здесь, в частности, отмечено следующее: «Лидер Центральной Азии. Сегодня это уже свершившийся факт. Действительно на современном этапе Казахстан стал общепризнанным региональным лидером в стратегически важном регионе планеты. И это не какое-то мифическое «историческое везение». Дело в том, что республика сумела проявить свои лидерские качества. Существующий в данное время контраст Казахстана с соседними странами очевиден. Взять хотя бы Кыргызстан с ее статутом «провалившегося государства» или Узбекистан, в свое время претендовавший на роль лидера в регионе. У двух стран сохранились внутренние проблемы, которые не позволяют им реализовать свой политический и экономический потенциал на внешней арене».
Очевидно, что соответствующие месседжи и установки призваны сформировать и четко закрепить в сознании самих казахстанцев, а также определенной части представителей международной общественности образ Казахстана как потенциального лидера Центрально-азиатского региона. Другое дело, что этот образ не поддерживается другими центрально-азиатскими государствами, особенно на уровне их политических элит.
Что касается интеграционных образований на постсоветском пространстве, то лидирующее положение практически в каждой из них, за исключением ШОС, России не позволяет Казахстану выдвигаться здесь на главенствующие позиции. Нельзя также сказать и о том, что Россия полноценно, с помощью конкретных мер, способствует продвижению его лидерства в Центральной Азии. Она разве что в лице тех или иных официальных лиц может делать определенные заявления в пользу Казахстана, но с явным расчетом на усиление его разобщенности с другими центрально-азиатскими странами вследствие больших амбиций их руководителей.
В этих условиях наибольшую заинтересованность в выходе Казахстана на лидирующие позиции в Центральной Азии имеют США, Европейский союз и связанные с ними международные институты типа НАТО. В данном случае они руководствуются стремлением не допустить расширения влияния в регионе России и Китая, противопоставив им амбиции Казахстана. Не исключено также, что Вашингтон рассчитывает на обеспечение в ближайшем будущем долгожданного военного присутствия в Казахстане посредством создания здесь своей военно-воздушной базы.
В связи с этим соответствующая поддержка рассматриваемым устремлениям Астаны со стороны соответствующих государств и международных организаций осуществляется главным образом в экономической и военно-технической плоскостях. В то же время, если эта поддержка так или иначе позволяет Казахстану превосходить другие страны Центральной Азии, то никоим образом она не делает его конкурентоспособным и равным по отношению к Москве и Пекину.
Определенный стимул своим лидерским устремлениям Казахстану дает Турция, которая, видимо, пытается с его помощью в перспективе утвердить свое собственное первенство в тюркском мире. Так, по итогам прошедшего 16 сентября в Стамбуле 10-го Саммита глав тюркоязычных государств Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Астана была признана столицей тюркского мира 2012 года. Вместе с тем нельзя не отметить отсутствие на данном саммите президента Узбекистана Ислама Каримова. Кроме того, в силу этноязыкового фактора в зону влияния Турции не подпадает Таджикистан. Поэтому данную поддержку Казахстану со стороны Турции также нельзя считать серьезной.
На фоне всего этого Казахстан в процессе реализации своих соответствующих интересов пытается сделать ставку на свое номинальное и кратковременное председательство в ОБСЕ. Так, например, в статье журналиста Максима Вольфа «Миссия мира», опубликованной в газете «Экспресс К» за 13.11.2010 г., говорится, что «Казахстан в очередной раз подтвердил мнение экспертов о том, что на посту председателя ОБСЕ он будет лоббировать в первую очередь интересы Центральной Азии».
Вместе с тем при отсутствии межгосударственной организации с участием всех пяти центрально-азиатских государств нельзя говорить и об общих региональных интересах, во всяком случае, признанных на официальном уровне и способных стать основой для интеграции данных стран. Это обстоятельство, а также явное преобладание во взаимоотношениях центрально-азиатских республик дезинтеграционных тенденций не позволяют использовать на совместной основе возможности нахождения Казахстана во главе ОБСЕ в интересах региона.
В целом, трудно оспорить сам факт того, что Казахстан стал первой центрально-азиатской страной, которой выпала возможность председательствовать в одной из ведущих международных организаций глобального масштаба. Это выгодно отличает его от других стран Центральной Азии и очень сильно влияет на выражение практически нескрываемых претензий на лидерство в регионе. Хотя сама по себе ОБСЕ практически никак не способствует продвижению этого лидерства.
Немаловажно и то, что, сложив полномочия действующего председателя ОБСЕ, Казахстан в 2011 году возглавит Организацию Исламская конференция (ОИК). Учитывая, что ее участниками также являются все центрально-азиатские республики, от Казахстана следует ожидать попытки использования возможностей и этой международной организации в целях выхода на позиции регионального лидера. Более-менее выраженные контуры данной политики, скорее всего, будут обозначены в программе казахстанского председательства в ОИК.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте