Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Лучше худой мир

Автор: Пресс-папье

В течение последних двух лет ситуацию вокруг Карабахского урегулирования определялась двумя диаметрально противоположными тенденциями. На фоне воинственной риторики в Армении и Азербайджане, сопровождающейся периодической эскалацией напряженности на фронте, приводящей к потерям с обеих сторон, переговорный процесс не прекращался. Более того, он продолжается на уровне президентов Азербайджана и Армении. Модератором мирного процесса является Дмитрий Медведев, президент России, которая, наряду с США и Францией, является одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабахскому урегулированию. Начиная с января 2010 года, состоялись 4 трехсторонние встречи президентов России, Азербайджана и Армении. Последняя из них прошла в Сочи 5 марта этого года. Всего же таких встреч при посредничестве российского президента прошло 8.
Российское посредничество наблюдатели, вовлеченные в карабахскую тему, оценивают по-разному. По мнению одних, Россия лишь имитирует дипломатическую активность, стремясь показать, что решающее слово в регионе остается именно за ней. Сторонники этой точки зрения полагают, что «сепаратное» посредничество России – в отрыве от своих партнеров по Минской группе ОБСЕ – не может иметь успеха, поскольку США и ЕС также имеют рычаги влияния на процессы в регионе и не позволят Москве единолично лидировать на Южном Кавказе.
Согласно мнению другой группы экспертов, Россия осуществляет посредничество, получив мандат от партнеров в МГ ОБСЕ, что подтверждает консолидированная позиция стран-сопредседателей, выраженная в совместных заявлениях их президентов, обнародованных на саммитах «Большой восьмерки» в 2009 году в Италии и 2010-м в Канаде.
Эксперты также обращают внимание на то, что с начала двухтысячных годов между Западом и России в отношении Карабахского урегулирования, в отличие от других международных проблем и конфликтов, в частности, Косовского, Приднестровского, Абхазского, Юго-Осетинского, нет принципиальных разногласий. Все три сопредседателя МГ ОБСЕ проявляли единодушие в необходимости мирного урегулирования Карабахского конфликта.
Новый всплеск заинтересованности стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в мирном урегулировании Карабахского конфликта возник после августовской войны 2008 года в Южной Осетии. Она показала насколько опасно сохранение конфликтов в неурегулированном состоянии и насколько локальная война в регионе может обострить напряженность и привести к кризису во взаимоотношениях между мировыми центрами силы.
Запад крайне заинтересован в сохранении и упрочении мира на Южном Кавказе. В противном случае, будут поставлены под угрозу поставки энергоресурсов из Каспийского региона в Европу, полеты международной коалиции в Афганистан, а также подорваны интересы Запада в стратегически важном регионе, расположенном рядом с Центральной Азией и Ираном.
Россия также заинтересована в предотвращении новой войны и в стабильности у своих южных границ. Отсутствие отношений с Грузией побуждает РФ компенсировать это большим притягиванием к себе Армении и Азербайджана. А достичь этого Москва сможет, обеспечив только сбалансированный мир между ними. Поддержав одну из сторон, она неизбежно утратит доверие другой стороны.
В отличие от 90-х годов, когда РФ использовала Армению в качестве рычага давления на Азербайджан, в 2000-е она в отношении Баку ведет более прагматичную политику, видя в нем выгодного торгово-экономического партнера. В свою очередь, и Азербайджан проводит более осмотрительную внешнюю политику, учитывает интересы своего северного соседа. Эти обстоятельства повышают шансы России на беспристрастное посредничество.
Благоприятную почву для этого создал провал американской инициативы по нормализации турецко-армянских отношений. Так, активная дипломатия США в этом направлении в отрыве от Карабахского урегулирования вызвала недовольство Азербайджана, считающего, что границы между Турцией и Арменией могут быть открыты после освобождения оккупированных азербайджанских территорий. В Ереване, в конечном итоге, также остались недовольны Вашингтоном, посчитав, что американцы не оказали на Турцию должного давления.
Судя по регулярности встреч президентов Азербайджана, Армении и РФ, подобный формат устраивает не только посредников, но и сами стороны переговоров.
В 90-х - начале 2000-х им были предложены три варианта всеобъемлющего урегулирования, но не один из них по тем или иным причинам принят не был. После этого посредники решили предложить промежуточное урегулирование, оставив выработку окончательного статуса Нагорного Карабаха на потом. Работа в этом направлении началась в апреле 2004 года после встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Праге, а сам процесс получил название «пражского».
К концу 2009 года на саммите глав МИДов стран ОБСЕ в Мадриде посредники предложили основанные принципы урегулирования, известные теперь как «мадридские». Впоследствии они были модернизированы и названы «обновленным вариантом».
В конце 2010 года азербайджанское агентство Turan цитировало неназванного западного дипломата, который отмечал: «Философия «мадридских принципов» состоит в том, чтобы решать конфликт поэтапно, отложив вопрос о статуте НК». Как отметил тот же источник, искусственное затягивание урегулирования бесперспективно.

Отметим, что в краткой концентрированной форме «мадридские принципы» были изложены в совместном заявлении президентов РФ, США и Франции, принятом на саммите «Большой восьмерки» в июне 2010 года в Канаде. Эти принципы предусматривают: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.
По данным из информированных источников, камнем преткновения на переговорах является требование Армении уже сейчас назначить дату референдума по окончательному статусу НК. Азербайджан считает, что необходимо ликвидировать последствия конфликта – освободить территории, вернуть беженцев, наладить между двумя общинами НК меры взаимного доверия, а уже потом переходить к вопросам выработки правового статуса этой территории. При этом Баку готов взять на себя под международные гарантии обязательства не использовать после восстановления своего контроля над ныне оккупированными землями для решения вопроса об окончательном статусе НК военную силу.
Ситуация в обеих республиках сдерживает их лидеров от отступления от своих принципиальных позиций.
В Армении очень сложная внутриполитическая ситуация, и Серж Саргсян опасается, что подписание им компромиссного мирного соглашения будет стоить ему власти, как это произошло в 1997 году с Левоном Тер-Петросяном.
В свою очередь, в Азербайджане под влиянием растущих экономических доходов страны и улучшения жизненного уровня населения, усиливаются настроения для принятия решительных мер по восстановлению территориальной целостности страны. Хотя ее руководство демонстрирует сдержанность и склоняется к мирным путям урегулирования, но настроения в обществе меняются и, как говорят местные эксперты, «терпение народа небезгранично».
Между тем, экономический разрыв между Азербайджаном и Арменией растет с каждым годом. Уже сейчас азербайджанский военный бюджет, превышающий 3 млрд. долларов, больше чем армянский годовой бюджет. Людские ресурсы Азербайджана превосходят население Армении в три раза. В этой ситуации международные посредники стараются хотя бы сдерживать стороны, поддерживая регулярные контакты и диалог между ними, достигать договоренностей по вопросам не первостепенной важности.
Так, по итогам астраханской встречи президентов Азербайджана, Армении и РФ 27 октября 2010 года, стороны подписали Совместное заявление об обмене телами погибших и военнопленными. Однако выполнена была лишь первая его часть. По итогам сочинской встречи 5 марта подписан новый документ, в котором вновь зафиксировано положение об обмене военнопленными, а также о расследовании инцидентов на линии фронта.
Однако уже спустя три дня после этого выстрелом с армянской стороны был убит 9-летний азербайджанец. Ответ Азербайджана не заставил себя долго ждать, и на следующий день армянская сторона сообщила об одном своем убитом военнослужащем.
Все это показывает насколько хрупкий мир в Карабахе. Однако большинство наблюдателей склоняются к мнению о том, что новой широкомасштабной войны в НК можно избежать, и тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что, в отличие от начала 90-х годов, стороны обладают арсеналами высокоточных современных вооружений, применение которых может привести к взаимному уничтожению потенциала и инфраструктуры обеих стран.
Кроме того, уверенности в благоприятном исходе военной операции ни у кого нет, а военное поражение может привести к потере власти. Да и мировые державы могут оказать жесткое давление, вплоть до санкций в отношении стороны, начавшей войну. Поэтому каждая из них пытается затягивать процесс урегулирования до лучших времен, когда, как они считают, могут сложиться более благоприятные геополитические условия.
В то же время, локальных военных действий в течение нескольких дней на одном из направлений фронта с применением ограниченного количества вооружений и техники исключать нельзя. Исход такой «молниеносной войны» может создать новую ситуацию и стать импульсом для ускорения мирного процесса. А пока международные посредники и, прежде всего Россия, будут делать все возможное, чтобы, если и не достичь мирного соглашения, то хотя бы сдерживать стороны от применения военной силы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте