Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Новый региональный фактор

Автор: Пресс-папье

Недавние высказывания грузинского государственного министра по вопросам реинтеграции Пааты Закареишивили о готовности Тбилиси восстановить железнодорожное сообщение между Россией и Грузией стали настоящей сенсацией. Особый интерес к этой перспективе проявляют в Ереване.
Заинтересованность армянской стороны в возобновлении транзитного движения по Абхазской железной дороге вполне объяснимо. Ведь известно, что этот участок способен связать Армению с Россией, главным экономическим партнером страны. Учитывая неурегулированность Нагорно-Карабахского конфликта и вражду между Ереваном и Баку, вероятность налаживания транзита в Россию через Азербайджан, по существу, равна нулю. Так что, для Армении сегодня единственной возможностью связаться наземным путем с Россией остается Грузия. Причем, маршруты через черноморские порты России и Грузии или через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» в Северной Осетии явно уступают железнодорожному пути через Абхазию по эффективности и экономичности перевозки грузов, не говоря уже об удобстве для пассажиров.
Разблокировка абхазских транспортных коммуникаций чрезвычайно выгодна для Армении по нескольким причинам. Во-первых, тем самым снимается проблема многолетней блокады этой страны со стороны Азербайджана и Турции. Ее сохранение сегодня дает Баку и Анкаре возможность, например, осуществлять давление на Ереван в вопросе Карабахского урегулирования. К тому же, в течение 2013-14 годов должно завершиться строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, которая еще больше изолирует Армению. Возобновление движения по Абхазской железной дороге – конкретный и серьезный ответный шаг против подобных планов.
Во-вторых, при разблокировании железнодорожного сообщения между Арменией и Россией масштабы экономического сотрудничества этих стран вырастут в разы.
Армянский премьер Тигран Саркисян утверждает: «Армения заинтересована в восстановлении Абхазской железной дороги. Если железная дорога будет работать, это позволит сократить стоимость грузоперевозок, повысить доходность. В конечном итоге, экономика Армении от этого только выиграет».
Напомним в этой связи, что Россия является самым крупным торговым партнером Армении, а 70% армянского импорта и экспорта осуществляется через грузинские порты Поти и Батуми. Москва, естественно, вполне ясно осознает, какое значение для ее стратегического союзника имеет железнодорожное сообщение через Абхазию и Грузию. Недавно первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов заявил: «Всем хорошо известно и понятно, насколько был бы важен этот проект Армении. Если обстоятельства позволят, мы, разумеется, будем рады его возобновить. Российская сторона, во всяком случае, к этому готова и будет все делать для того, чтобы это получилось».
В-третьих, с открытием абхазского участка кардинальным образом меняется геополитический расклад на Южном Кавказе. В частности, там усиливается фактор России. Ведь на сегодня из трех стран Южного Кавказа РФ имеет прямое железнодорожное сообщение лишь с Азербайджаном. Кроме того, в данном аспекте могут стать реальными планы вступления Армении в Таможенный, а затем и в Евразийский союзы. Недавно во время заседания Армяно-российского межрегионального форума в Ереване советник президента России Игорь Левитин открытым текстом заявил, что, если Грузия откроет железную дорогу через Абхазию, то можно будет считать, что между Арменией и Россией есть общая граница, и у Армении уже не будет причин не вступать в Таможенный союз.
Вот что пишет по этому поводу популярный армянский интернет-портал «Lragir.am»: «Видимо, именно это имел в виду Владимир Путин, который летом поручил выработать схему, при которой в Таможенный союз могут вступить страны, не имеющие общих границ. То есть, фактически, сейчас вопрос о внешнеполитической ориентации Армении будет решаться в Тбилиси. Если Иванишвили согласится открыть железнодорожное сообщение с Абхазией, Россия тут же отремонтирует железную дорогу, потом будет заключен договор о безостановочном армяно-российском транзите через Грузию, и все вопросы будут сняты. Согласится ли Иванишвили с таким вариантом, пока не известно, но, видимо, Россия считает, что сейчас у нее шансов больше».
В-четвертых, резко вырастает роль дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы. В последние годы Грузия запретила транзит военных грузов и персонала через свою территорию. Тем самым, российские войска в Армении оказались в фактической изоляции. База снабжается лишь посредством авиационного сообщения, что явно недостаточно, учитывая происходящие на Ближнем Востоке драматические события, которые могут уже в ближайшее время непосредственно повлиять на геополитическую ситуацию на Южном Кавказе.
В-пятых, будет поставлен серьезный заслон проникновению в этот регион, в частности, в Армению Турции. К примеру, отпадает, актуальность открытия турецко-армянской границы, так как Армения получит выход на мировые рынки через Абхазскую железную дорогу.
При подобном развитии событий, безусловно, уменьшится геополитическое влияние Соединённых Штатов в Грузии и Армении. Не порадует его и рост российского влияния в регионе, на нейтрализацию которого американцами потрачено столько сил. Соответственно, Вашингтон попытается углубить свои отношения с Азербайджаном, так как ясно осознаёт: баланс сил на имеющем большое стратегическое значение Южном Кавказе должен быть сохранён.
Очевидно, что подобный геополитический расклад крайне невыгоден Азербайджану и Турции. И можно не сомневаться, что дуэт этих государств предпримет консолидированные шаги, вплоть до непосредственного давления на Грузию, чтобы заставить ее руководство отказаться от планов по задействованию Абхазской железной дороги. Другой вопрос, насколько официальный Тбилиси пойдет на уступки азербайджано-турецкому тандему – в противовес собственным государственным интересам. Непонятно, правда, и то, как Тбилиси сможет убедить своих главных союзников-американцев, учитывая нынешнее стремление последних закрепиться в регионе, вытеснив оттуда Россию…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте