Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Соображения о внешнеполитических вызовах, стоящих перед Грузией

Автор: Давид Пайчадзе, доктор исторических наук

Прежде всего, следует признать, что протекающие сейчас в мире процессы сравнимы с третьей мировой войной, и только в такой обстановке возможно, чтобы мы нашли свое место в современном мире и утвердились там. Короче говоря, внешнеполитическая доктрина Грузии на ближайшее будущее представляется следующей.
Пресловутый вопрос «выяснить отношения с Россией, найти возможность диалога с ней» – это та тема, о которой постоянно напоминают нам дружественные государства, и, одновременно, они же с удовольствием приветствуют всякие агрессивные высказывания и действия грузинской стороны в адрес Москвы.
Излишне говорить о том, насколько важно для Грузии решение 200-летней политической проблемы, связанной с урегулированием отношений с Россией. Но развод бывшей колонии и бывшей метрополии был возможен лишь в случае российского признания нашей страны в ее границах, что должно выразиться в заключении т.н. рамочного договора. Поэтому и для нас окончательной целью должно быть заключение такого соглашения. Это направление для грузинской дипломатии, без всякого преувеличения, является приоритетным.
Кажется, нет необходимости доказывать, что Россия далека от желания разойтись со своими бывшими колониями в такой же цивилизованной форме, как это сделали Англия и Франция. Именно поэтому всякое агрессивное высказывание или действие грузинской стороны в адрес Москвы льет воду на мельницу ее внешнеполитического интереса и также с удовлетворением воспринимается в Кремле. Это со всей очевидностью показали последние двадцать лет. Ведь инспирированные в Грузии сразу же после развала Советского Союза внутренние конфликты, в основном, служили девальвации этой идеи (цивилизованного развода – ПП) и подрыву оснований ее целесообразности, подчеркивали ее невозможность.
В обстановке утвердившегося сразу же после развала Советского Союза постоянного давления и в условиях существующей реальности, русской дипломатией названной «новой обстановкой», соглашение с Россией без уступок в вопросе суверенитета или территориальной целостности нам представляется очень сложной задачей. По этой причине, здесь обязательно нужен посредник.
Во внешнеполитической доктрине США функция посредника между Россией и Грузией пока не вырисовывается. На данном этапе в качестве такого посредника может выступить только Евросоюз. Это видно и по позиции ОБСЕ.
Примечательно, что в истории такой прецедент существует. В 1918 году Германия выполняла функцию посредника между Грузией и Россией. Положительным результатом этого следует считать 13-ю статью Брест-Литовского договора (27 августа 1918 года), согласно которой, Россия давала согласие на то, чтобы Германия признала Грузию в качестве независимого политического субъекта. На этом основании произошло подписание грузино-российского договора 7 мая 1920 года. За этим последовало признание к концу первой мировой войны независимости Грузии ведущими государствами мира.
Сегодня Европа, несмотря на конституционные и экономические проблемы, находится на этапе накопления сил, если не в лице Евросоюза, то хотя бы в лице его лидера – Германии – ждет удобного момента, чтобы найти свое место между США и Россией. А на этом пути функция посредника-миротворца между Грузией и Россией на международной арене принесет ей огромный моральный дивиденд.
Для грузинской стороны Германия, с этой точки зрения, является удобным партнером, который как «крестный» ее государственной независимости (в 1918 году), возьмет на себя моральную ответственность. В то же время включение в кавказские вопросы силы, уравновешивающей интересы России и Америки и ориентированной на Грузию, намного облегчит грузинской дипломатии выполнение намеченных задач.
Следует сказать, что в политических кругах Германии была высказана однозначная и четкая готовность к построению такой конструкции еще в 1993 и 1995 годах (к сожалению, тогдашние грузинские власти к этому готовы не были). Эта тема прозвучала 14 мая 2012 года в дискуссии, посвященной двадцатой годовщине восстановления дипломатических отношений (между Грузией и Германией – ПП). Таким образом, разработанный грузинской дипломатией пакт стабильности с Европой не только реален, но и представляет одну из приоритетных задач грузинской внешнеполитической доктрины.
Возможность разработки такого документа в нашу пользу дает и армяно-азербайджанское противостояние. А успешный ввод его в действие станет также залогом положительного решения проблемы Абхазии.
Естественно, параллельно и независимо от этого грузинская сторона должна незамедлительно приступить к разработке концепции дипломатического, культурного, социального и экономического «фронтального наступления» на Россию. Это, прежде всего, предполагает восстановление отношений на всех уровнях, что условно можно представить как официальную и неофициальную (или народную) дипломатию. И поскольку официальная дипломатия ограничена в свободе действия, по нашему глубокому убеждению, народной дипломатией должна управлять тоже она. В этом случае точки соприкосновения в общих проблемах будет найти легче.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте