Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Сотрудничество с Евросоюзом может быть в любой момент приостановлено по требованию Москвы (за 11.10.2013)

Автор: Аракс Мартиросян

Интервью с бывшим начальником отдела НАТО МИД Армении, экспертом Армянского центра демократии, безопасности и развития Мартой Айвазян.
«Жаманак»: - Госпожа Айвазян, с трибуны ПАСЕ Серж Саргсян продолжал утверждать, что Армения готова парафировать соглашение об Ассоциации с ЕС без соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». Между тем, после его известного московского заявления должностные лица Евросоюза постоянно подчеркивают, что Армения не может парафировать в Вильнюсе соглашение об ассоциации. Каким Вы видите возможные контуры, быть может, вырисовывающегося нового формата сотрудничества Армения-ЕС, о котором говорит комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политика соседства Штефан Фюле?
М.А.: - Соглашение об ассоциации с этой организацией (ЕС – ПП) без договора о зоне свободной торговли, который содержит весь пакет экономического сотрудничества Армения-ЕС и является основной предметной частью соглашения, теряет свой смысл и целесообразность и для ЕС, и для Армении. Кроме того, парафирование соглашения об ассоциации в предложенном С. Саргсяном формате будет означать, что Евросоюз, приняв продиктованное Россией изменение позиции Армении, принимает также проводимую Россией политику и ее диктат. По моему мнению, сотрудничество Армения-ЕС продолжится в обновленном, возможно, переименованном варианте, однако в рамках того же соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое действовало с 1999 года. Его основными направлениями останутся демократия, права человека, приоритет закона, реформы в управленческой и судебно-правовой системах, борьба против коррупции и т.д.. Возможно также подписание отдельных соглашений или договоров по сферам.
«Жаманак»: - Не считаете ли Вы, что проводимая Ереваном политика – экономическая с Таможенным союзом (ТС), политическая – с ЕС, тем не менее, в какой-то момент наткнется на стену, так как Армения намерена также участвовать в процессе формирования Евразийского экономического союза?
М.А.: - Наше сотрудничество с ЕС может «наткнуться на стену» или быть приостановленным в любой момент, в зависимости от ряда, в основном, субъективных факторов – только политических спекуляций и только под диктовку Москвы, так как предмет и сущность нынешнего сотрудничества Армения-ЕС объективно не могут противоречить принципам ТС или Евразийского экономического союза, или препятствовать членству в них.
«Жаманак»: - Недавно в рамках пленарного заседания в Брюсселе Европарламент утвердил соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии (согласие страны принимать обратно своих граждан, подлежащих депортации из другого государства – ПП), которые несколько месяцев назад подписали Армения и Евросоюз. Что это, по-Вашему, означает: переводит ли ЕС Армению в формат продвижения мелкими шажками, или это, быть может, имеет целью предотвратить возможное давление Москвы накануне Вильнюса?
М.А.: - Формат продвижения мелкими шажками является основным содержанием политики вовлечения ЕС, и в создавшейся ситуации эта организация в отношениях с Арменией продолжит руководствоваться этим принципом, стараясь, по возможности, сохранить свое присутствие и влияние в Армении и достичь прогресса в тех сферах, где это возможно. Я бы не связывала соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии и соглашения Армения-ЕС, которые взаимосвязаны и взаимовыгодны, с необходимостью нейтрализации возможного давления со стороны Москвы. Это, скорее всего, преследует целью, в основном, придать предметность участию Армении в вильнюсском саммите, довести до конца этот процесс, а также показать на практике, что ЕС готов продолжить сотрудничество с нашей страной.
«Жаманак»: - Есть утверждения, что давление России на Армению достигло цели из-за банкротства и пассивности политики соседства ЕС. Вы с этим согласны?
М.А.: - Утверждения о банкротстве политики соседства ЕС для меня безосновательны, и доказательством тому являются Украина и Молдавия, и, наконец, Грузия, которые, несмотря на давление России, не сходят с этого пути. Что касается пассивности, то чем это обосновывается? Тем, что ЕС оказался недостаточно решительным в вопросе установления в Армении демократии и борьбы с коррупцией, что эта организация не только отнеслась терпимо, но даже сотрудничала с нелегитимной властью. И разве в этом причина того, что сегодня мы, вместо того, чтобы подписывать соглашение об ассоциации, готовимся войти в Таможенный союз? Конечно, определённая доля правды в этом есть. Однако, как я говорила прежде, давайте не будем забывать, что собой представляет ЕС, и по каким принципам он действует. Эта организация имеет соответствующую своим интересам четкую внешнеполитическую повестку дня, сотрудничает, в первую очередь, с властями и проводит политику постепенного вовлечения. Сила давления, применяемого ЕС, и его возможные результаты или последствия приводятся в соответствие с их политическими целями и зависят от степени доверия к политической силе, противостоящей в данной стране властям, от степени её предсказуемости. Имел ли ЕС в Армении такого доверенного партнера? Думаю, что нет.
И, наконец: что и с чем мы сравниваем, давая оценки банкротства и пассивности? Пассивность ЕС с активностью России, или банкротство политики ЕС и политики России? Это формы ведения политики, основанные на абсолютно разных идеологиях, ценностях и принципах. С одной стороны, постепенное вовлечение, нейтрализация угроз, утверждение стабильного мира в регионе и совместное развитие, а, с другой стороны, диктат силы, угрозы, распространение собственного влияния посредством сохранения напряженности и углубления раскола. Яркие примеры этого – как военное сотрудничество России с Азербайджаном, так и принуждение к членству в ТС, которое в числе прочих негативных последствий также лишает Армению перспектив регионального экономического сотрудничества, что, в свою очередь, могло стать основой стабильного мира.
«Жаманак»: - Какие новые форматы должен искать ЕС для закрепления своего присутствия на Южном Кавказе и, по меньшей мере, минимальной нейтрализации российского влияния?
М.А.: - Я не вижу необходимости в поиске новых форматов, однако существует необходимость в более эффективном, систематизированном использовании имеющихся форматов, в строгом контроле над осуществлением и эффективностью собственных программ, в изменении акцентов. В случае с Москвой, Евросоюз имеет множество рычагов давления на нее в рамках того же сотрудничества ЕС-Россия, которые эта организация может применить в целях компенсации российского влияния в нашем регионе и, в частности, в Армении.
В разрезе региона, можно отметить стимулирование расширения программ регионального сотрудничества также по таким вопросам как перспективы развития региональной безопасности и совместного экономического сотрудничества. Считаю желательным также более активное участие Европейского союза в урегулировании Карабахского конфликта.
В случае Армении, основной задачей ЕС сегодня является обретение доверенных партнеров с четкими позициями и воспринимаемыми программами, посредством которых он может расширить свое присутствие в Армении, распространить свое влияние.
«Жаманак»: - Какую политику должен проводить в настоящее время официальный Ереван и в отношении России, и в отношении ЕС?
М.А.: - Можно сделать множество предложений, какую политику в создавшейся ситуации должен проводить официальный Ереван и с Россией, и с ЕС, как, параллельно с возможным членством в Таможенном союзе сохранить и развить сотрудничество с ЕС, как попытаться посредством многостороннего, а также двустороннего сотрудничества нейтрализовать опасности одних рамок сотрудничества и в то же время углубить другие. В этом ряду для меня приоритетной задачей является ослабление нашей зависимости от России в таких жизненно важных вопросах, как энергетическая и военная безопасность, и добиться этого любыми доступными Армении средствами, используя возможности и многостороннего, и двустороннего сотрудничества, как в рамках ЕС, так и вне их.
Однако основная проблема не в отсутствии идей или средств, которыми владеют также находящиеся во власти, а в принципах принятия решений, которые основаны на личностных или клановых интересах и инстинктах, что обусловлено целым рядом известных факторов. В подобной ситуации, приоритетными становятся дальнейшие шаги не официального Еревана, а оппозиционной массы, ее способность влиять на внешнюю политику Армении, а также вовлеченность нашего общества в политические процессы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте