Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Вы в курсе того, что собой представляет документ о Таможенном союзе?» (за 30.10.2013)

Автор: Эмма Габриелян

Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Польша в Республике Армения Здиславом Рачинским.
«Аравот»: - Г-н посол, некоторые армянские политиками высказывают мнение, согласно которому Польша и Швеция из-за своей якобы антироссийской позиции являются не самыми лучшими проводниками или модераторами политики Европейского Союза в отношении стран бывшего Советского Союза. Что Вы скажете по поводу этих обвинений? Недавно бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко заявил, что Россия должна сформировать в Армении «пророссийскую элиту». Он считает, что Запад проводит большую работу в деле формирования антироссийских настроений, и Россия должна этому что-то противопоставить. Не лучше ли было, если бы процесс «Восточного партнерства» возглавляли другие страны-члены ЕС?
З.Р.: - Программа «Восточного партнерства» является общей, совместной политикой 28 стран-членов Евросоюза. Именно Польша и Швеция своей инициативой «Восточного партнерства» открыли перед странами Новой Восточной Европы возможности и перспективы, каких не было перед остальными странами, сотрудничающими с ЕС. Наверное, неслучайно, что проект «Восточное партнерство» возник после того, как Швеция, а затем Польша вошли в состав ЕС, обогащая европейское демократическое сообщество своими знаниями Восточной Европы, своим видением исторической ответственности и солидарности.
Что же касается утверждений о мнимой антироссийской политике, если таковые существуют, я скажу так. По-моему, они возникают из незнания фактов, что, само по себе, конечно, не похвально, но поправимо. А факты относительно моей страны следующие: Польша, после Германии, Италии и Нидерландов, является четвертой страной ЕС, по товарообороту с Россией. Польша – единственная страна Шенгенской зоны, куда граждане России могут въезжать без визы. Вместе с Францией и Германией, Польша имеет самую разветвленную в ЕС инфраструктуру институтов сотрудничества с Россией. Приведу также такой, вроде бы незначительный, но настолько красноречивый и показательный факт: Польша – единственная страна ЕС и НАТО, в которой министр иностранных дел РФ участвовал в качестве почетного приглашенного на совещании послов. О какой антироссийской политике Польши может идти речь? Я не допускаю мысли, что те, кто утверждают об этом, делают это из злого умысла, хотя, конечно, такие спекуляции очевидным образом не отвечают ни интересам России, ни интересам Армении, уже не говоря о развитии конструктивных польско-российских отношений.
Конечно же, я не хотел бы думать, что за антироссийские действия Польши принимают тот факт, что мы последовательно и бескорыстно поддерживаем независимость и право свободного выбора других стран, стремление народов Новой Восточной Европы жить в условиях демократии и благополучия, развиваться согласно своим представлениям о мироустройстве и регионе. Как в период коммунизма демократические оппозиционные силы Польши не признавали «доктрину Брежнева» (в западной историографии название политики ограничения суверенитета стран социалистического лагеря – ПП), так и сегодняшняя Польша не признает и не принимает политику, так сказать, «канонизации» территорий.
«Аравот»: - Тем не менее, складывается впечатление, что между Западом и Россией идет довольно-таки жесткая борьба за Южный Кавказ. Согласны ли Вы с этим мнением?
З.Р.: - Я бы не употреблял слово «борьба». Может быть, состязание между разными системами ценностей, различными системами интеграции.
Есть система ценностных координат. Некоторые считают, что можно лучше развиваться в авторитарном режиме, по крайней мере, с сильно централизованной властью и харизматичным лидером. При этом указывают на удачный пример модернизации и развития Сингапура. Есть другая система, согласно которой, процитирую президента России, «свобода лучше несвободы, выбор лучше отсутствия выбора». Все то, что на европейском континенте, начиная с Древней Греции и до современного Европейского Союза, было выработано многими веками, апробировано путем ошибок, и хорошо или плохо, действует в ныне существующих общественных и государственных моделях.
(…)
«Аравот»: - А как Вы относитесь к призывам опубликовать текст соглашения об ассоциации между Арменией и Европейским Союзом, имея в виду то, что было много спекуляций (относительно его содержания – ПП)? Например, говорится, что Россия не против сотрудничества Армения-ЕС, однако Москва против того, чтобы Армения уступила часть своего суверенитета Евросоюзу, что произошло бы после подписания этого документа. Г-н посол существовала ли подобная угроза, если бы Армения подписала его?
З.Р.: - Вы знаете, это, действительно, спекуляции, цель которых задним числом посеять сомнения в том, для чего нет абсолютно никаких оснований. Во-первых, начнем с технической стороны вопроса – с публикации соглашения. Соглашение об ассоциации ЕС с Армениeй было бы опубликовано после его парафирования. От парафирования и до подписания прошел бы почти год, и за это время общество успело бы ознакомиться (с ним) и высказать свое мнение.
Что касается содержания соглашения, то это не какой-то геополитический документ, касающийся Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана и Турции, а всего лишь регулирующее экономическое соглашение о том, как осуществить свободную торговлю и какие перспективы можно ожидать во взаимоотношениях ЕС-Армения. А вышеупомянутые вопросы, которые стали предметом для спекуляций, к счастью или к сожалению, вообще не затрагиваются. В соглашении не было и пунктов, касающихся совместных полетов в космос или о завоевании Антарктиды. С другой стороны, Вы в курсе, что представляет собой документ о Таможенном союзе (ТС)? Он был опубликован?
«Аравот»: - Некоторые российские эксперты выражают мнение о том, что Армения Таможенному союзу не нужна. В то же время они говорят, что Армения заявила о присоединении к ТС под давлением России. Как Вы считаете, почему Ереван пошёл на этот шаг, и было ли всё-таки давление?
З.Р.: - Есть два мнения. Штефан Фюле (европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства – ПП) в своем выступлении в Европарламенте однозначно выступил против того, чтобы третьи страны оказывали давление на страны-члены «Восточного партнерства», заставляя их принимать то или иное решение. Власти Армении официально заявили, что никакого давления не было. Мы так это и воспринимаем. Исходя из этого заявления, я понимаю, что Армения подошла к принятию этого решения взвешенно, не спонтанно, оно долгое время было вопросом повестки и предметом переговоров, что все было просчитано, и что это решение обеспечит Армении реальную выгоду, прежде всего, экономические преимущества. Говорю об экономических аспектах, так как вопрос своей безопасности Армения решает в рамках ОДКБ и двусторонних соглашений (с Россией – ПП).
(…)
На сегодня в Таможенный союз входят три страны: Белоруссия, Казахстан и Россия. Конечно, трудно оценить их уровень демократии, так как я не работаю в этих странах. Но, смею предположить, этот уровень не выше, чем в странах ЕС. Мне кажется также, что внутренние проблемы, в плане развития общества, все-таки лучше регулируются в странах Евросоюза, чем в странах-членах ТС.
Выбирая то или иное направление, мы делаем выбор не только относительно сегодняшней экономической выгоды, но и относительно перспективы развития. Я не скрываю, что принять решение о выборе пути сближения с ЕС рискованно, так как это предполагает приложение огромных усилий внутри страны, решимость, видение перспектив. Может быть, безопасней оставаться там, где находишься. Но новые высоты завоевывает тот, кто идет вперед. Так что, это нелегкий выбор. С психологической точки зрения, я понимаю фрустрацию общества, так как здесь были определенные надежды, ожидания. Однако ход истории не исчисляется месяцами, это более длительный процесс, и, действительно, все остается в повестке дня.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте