Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Главная транскавказская дорога, которой уже нет

Автор: Русико Мачаидзе

«Эргнетская дорога представляла собой часть российской Военно-грузинской дороги, она вела до Рокского тоннеля. Центральная магистраль в сторону России проходила через нашу деревню. В советское время местным жителям нравилось, что здесь был кратчайший путь в Россию, но потом все мы проклинали этот тоннель... Если бы не этот тоннель, у нас был бы мир», - с такой болью сказала о проходящей через Эргнети транскавказской магистрали местная жительница Нонна Торошелидзе.
Местные считают, что Рокский тоннель и ведущая к нему военная дорога стала причиной грузино-осетинского противостояния и их взаимной изоляции. Они часто говорят, дескать, если существование этого тоннеля вызвало войну и конфликт, тогда было бы лучше, если бы его вообще не строили.
Расположенное на левом берегу реки Большая Лиахви село Эргнети Горийского района находится всего в двух километрах от оккупированного Россией Цхинвали. Всего 9 лет назад на территории этого села между собой свободно торговали осетины, грузины, армяне и азербайджанцы. Благодаря этому, сельский рынок тоже широко был известен. По дороге двигалось множество прибывающих сюда автомашин, и жизнь в селе кипела.
Сегодня здесь все вымерло. Все мирно, спокойно, на дороге нет обычной суеты, за день здесь появляются одна-две легковушки, маршрутное такси и идущая к грузинскому блок-посту техника грузинских полицейских. И все. «После войны 2008 года сюда никто не приезжает, село тоже постепенно опустело», - говорят местные жители.
Из разговора с грузинскими силовиками узнаем, что дорога на ту сторону закрыта, и из Цхинвали, разве только, больных вывозят на контролируемую грузинской стороной территорию, пользуясь при этом услугами машин «красного креста». Цхинвали испытывает нехватку квалифицированного медицинского персонала, и в случае какого-либо серьезного осложнения, прибегают к помощи владикавказских или тбилисских медиков.
Рокский транспортный тоннель в горах большого Кавказского хребта связывает Северную Осетию (Аланию) (Российская Федерация) с Цхинвальским регионом (Южная Осетия – ПП). Он имеет в длину 3 600 метров и находится на высоте 3 000 метров над уровнем моря. Строительство тоннеля начали в 1975 году, работы выполнял «Тбилтоннельстрой».
В 1986 году движение через тоннель было открыто, и он тотчас же стал главным фактором, способствующим растущему сепаратистскому движению. Тоннель и сейчас играет большую роль в грузино-осетинском конфликте. Т. н. «руководство Южной Осетии» контролирует его и взымает за пользование им определенную пошлину, что и составляет основную часть дохода региона. При тоннеле функционировал таможенный терминал. Проходящая через Эргнети дорога связывала Грузию с тоннелем.
«В советское время эта дорога представляла собой главную магистраль. Военная дорога проходила через тоннель и уходила в Россию», - сказала жительница Эргнети Нана Хопошвили.
Военный эксперт Вахтанг Майсая: «Эта дорога имела стратегическое значение, поскольку, с точки зрения стратегии, Грузия представляла собой один из военных центров, здесь были расположены две кавказские армии и один армейский корпус. Основным моментом было то, что штаб Закавказского военного округа находился в Тбилиси, а Северокавказский военный округ представлял собой резервную армию Закавказского округа. Кроме того, с Грузией граничила страна - член НАТО – Турция. Поэтому Рокский тоннель имел стратегическое значение. С помощью него северным частям можно было связаться с югом, а также осуществлять скрытые маневры.
С чисто экономической точки зрения, тоннель представлял собой кратчайший путь, связывающий север с югом».
По словам Майсая, во время конфликта 90-х годов в Цхинвальском регионе именно через этот тоннель (в Грузию – ПП) вторгались соединения Кавказской конфедерации (Конфедерация народов Кавказа – ПП). В 2008 году также через него вошли военные соединения России. А позже посредством тоннеля осуществлялось российское снабжение военных баз в Армении. Также существует предположение о том, что через этот тоннель Россия осуществляла снабжение иранской атомной электростанции (строившейся в Бушере – ПП).
По словам эксперта, транскавказская магистраль всегда имела не только военное, но и экономическое назначение.
«Это была дорога, связывавшая между собой Россию и Грузию. С помощью этой дороги в Россию вывозились сельскохозяйственные продукты. После 1975 года Грузии три раза вручалось переходящее Красное знамя, которое советские республики получали за успешные экономические показатели.
Эргнети (в постсоветский период – ПП), действительно, представлял собой свободную экономическую зону. В региональном масштабе, село превратилось в своего рода экономический центр. Грузооборот превышал несколько миллионов долларов. В этой зоне налогов не платили, процветала контрабанда, существовала коррупционная схема, отмывание «грязных» денег. Это было государство в государстве», - сказал Майсая.
По его словам, подобная свободная экономическая зона была также в Ингушетии и в Чечне.
«Эти ярмарки, в какой-то степени, конечно, были связаны с Эргнетским рынком. В то время начался бум ввоза товаров из Турции через Россию. В тот период Чечня являлась сепаратистским регионом, поэтому тогдашний президент России Борис Ельцин отдал привилегии Ингушетии, разрешил развивать свободные торгово-экономичекие отношения, чтобы этим удержать ее под федеральным влиянием. Тогда в Чечне было правительство Масхадова, которое проводило независимую политику.
Говорят, что рынок закрыли осенью 2004 года, хотя после этого, до августа 2008 года люди могли входить в Цхинвали, а сейчас у некоторых родственники остались на той стороне оккупационной линии, и он не могут видеться, даже по телефону трудно связываться.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте