Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Пойдёт ли Запад на авантюру в нагорно-карабахском вопросе? (за 22.11.2013)

Автор: Нелли Григорян

Интервью с бывшим министром обороны Армении генерал-лейтенантом Вагаршаком Арутюняном.
«Аравот»: - Недавно после двухлетнего перерыва состоялась очередная встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. В течение этого периода из уст азербайджанского президента звучали весьма воинственные призывы, произошли инциденты на границе, погибли люди. После последней встречи, которую президент Армении охарактеризовал как «нормальную», вновь последовал инцидент, теперь на участке Тавушской области (Армении – ПП). С одной стороны, как будто, обеспечивается продолжение переговорного процесса, а, с другой стороны, Азербайджан сохраняет свою военную риторику. Как это понимать? Насколько сегодня актуальна опасность возобновления военных действий?
В.А.: - Оценивая создавшуюся ситуацию, необходимо понимать, что это два отдельных процесса, которые имеют свои цели. В плане переговоров, понятно: президентские выборы в (Армении и Азербайджане – ПП) прошли, и государства-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция – ПП), естественно, пытаются сформировать новые подходы. Переговоры всегда лучше войны.
Что же касается инцидентов, то мы и здесь должны понимать то, какие цели имеют шаги, предпринимаемые на армяно-азербайджанской границе. Очевидно, что Азербайджан взял на вооружение стратегию, целью которой является формирование угрозы возобновления войны, создание атмосферы страха и нестабильности в Армении и Карабахе и, как следствие, стимулирование эмиграции. Азербайджан очень хорошо понимает, что сегодня он не имеет того военного потенциала, который позволил бы ему возобновить войну и завершить ее победой или достижением поставленной цели. А то вооружение, которое он приобретает, это лишь малая часть военно-политического баланса.
Армения и Карабах имеют более крепкие позиции. В военно-политическом плане, возобновление войны не отвечает интересам ни Турции, ни Запада, ни России. Кстати, Россия об этом заявила однозначно: Лавров – с трибуны ООН, а Путин и Медведев указали, что не допустят возобновления военных действий и решения нагорно-карабахской проблемы силовым путём.
«Аравот»: - В создавшейся сегодня новой ситуации, когда Армения готовится к вступлению в Таможенный союз, какие возможные угрозы в отношении нашей страны существуют на карабахском фронте?
В.А.: - В военном смысле, никаких угроз возобновления войны нет. Точнее, эта вероятность не повышается, наоборот, снижается. Если Вы обратите внимание на звучащие из Азербайджана заявления, то в вопросе победы в войне им мешает позиция России. С этой точки зрения, когда Армения станет членом Таможенного союза, это еще больше углубит их опасения.
Проблему решения карабахского вопроса, возможно, используют как рычаг давления на Армению, в случае ее неприсоединения к ТС и отказа от более глубокой интеграции с Россией. Такой вариант возможен, но это не окажет влияния на политику, избранную Арменией.
«Аравот»: - Вы имеете в виду со стороны Запада?
В.А.: - Да.
«Аравот»: - В процессе присоединения к Таможенному союзу власти постоянно выдвигали на первый план вопрос безопасности Армении и Карабаха. На Ваш взгляд, решает ли Армения проблему безопасности обоих армянских государств путем присоединения к ТС?
В.А.: - Вообще, о Таможенном союзе существует неверное представление. Вступление в эту организацию – это целый процесс, на первом этапе которого подписывается договор о зоне свободной торговли, а затем страна становится членом ТС, конечным пунктом чего является вхождение в Евразийский союз. Заявку на вступление в Таможенный союз представили, или же объявили о своем положительном отношении, (кроме Армении – ПП) Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. То есть, государства-члены ОДКБ – нынешние и будущие члены ТС. Нельзя отделять экономику от безопасности. И было бы неправильно говорить о том, что мы преследуем только экономические интересы. Если формируется экономическая зона, то она должна, в первую очередь, обеспечивать свою безопасность. Если безопасность не обеспечена, то невозможно говорить о каком-либо развитии. Таким образом, эти вопросы связаны друг с другом, являются естественными, и Армения, входя в Таможенный союз, решает, как экономические вопросы, так и серьезнейшие вопросы безопасности.
«Аравот»: - Звучит много критики по поводу членства в ТС, именно в экономическом плане, так как европейский рынок является более свободным, богатым и привлекательным во всех смыслах. Разве перспективы развития Армении в Европе не были более широкими?
В.А.: - Знаете, если смотреть на этот вопрос с точки зрения, какой рынок является наиболее развитым, то, конечно, это европейский рынок. Эта аксиома, здесь обсуждать нечего. Но то, что дает этот рынок Армении, это другой вопрос, и здесь происходит путаница. Когда рассуждают о Европе, говорят о том, как она развита, насколько она богата, но никогда не спрашивают, что нам дала Европа и что Россия, что даст Таможенный союз. Это очень разные площадки, в том смысле, что когда мы говорим о ТС, то это конкретная организация, с четкими соглашениями и экономическими результатами. Нам ничто не мешает идти на рынок Евросоюза в качестве члена ТС. Армения является членом Всемирной торговой организации. Вопрос: или ЕС, или ТС, поставила Европа. В конце концов, Армения сегодня согласна подписать и соглашение об ассоциации, но Европа говорит: нет!
Это, что касается политической части. А, с экономической точки зрения, то, что дают Армении ТС и Евросоюз, сравнивать нельзя. На вопрос об экономической выгоде я отвечу расчетами посла Польши в нашей стране. Он заявил, что, если бы Армения подписала соглашения об ассоциации и об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, то в течение нескольких лет она получила бы доход в размере 150 миллионов долларов. Только цена на газ, которая существует сегодня, снизившись на 30 процентов, позволила бы Армении экономить 150 миллионов долларов в год. Я уже не говорю о том, что начнется свободное перемещение товаров на рынке Таможенного союза, где наша продукция конкурентоспособна. Сегодня Армения может предложить европейскому рынку очень мало конкурентоспособных товаров. К примеру, если виноград, абрикос и т.д. будут продаваться беспошлинно на рынке Таможенного союза, то они будут более конкурентоспособными, так как грузинские и азербайджанские стоят намного дороже. То же самое касается и других продуктов, Армения, однозначно, получит преимущества, и не видеть это невозможно.
В случае своего вхождения в ТС, Армения должна ратифицировать 19 договоров и 65 иных актов, один из которых касается газа и других энергоносителей, которые членам Таможенного союза будут продаваться без всяких налогов и таможенных пошлин. Статус армянских трудовых мигрантов, в социальных плане и в других вопросах, будет почти приравнен к статусу российских граждан: только с трудовым договором человек может свободно работать и передвигаться, семьям предоставляется социальная помощь, дети могут получить образование и так далее.
Один из высокопоставленных еврочиновников, отвечая на вопрос о том, что Армения сможет экспортировать в Европу и что импортировать, сказал: экспортировать текстиль, а импортировать – сельскохозяйственную продукцию. Это просто смешно. И после всего этого говорить, что получит Армения от ТС или ЕС, очевидно и бессмысленно.
Не всегда движение в сторону сильного и богатого приводит к необходимому результату. Приведу пример. В 1992 году, когда шла Карабахская война, Азербайджан и Грузия выбрали курс на сильный и богатый Запад, Армения же пошла в направлении разоренной, слабой России. В итоге, Армения выиграла войну, восстановила свою экономику, с помощью России перезапустила атомную электростанцию и смогла преодолеть последствия войны.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте