Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Крючок для Европы

Автор: Пресс-папье

Заключенная в августе российско-иранская нефтяная сделка, по которой Иран продаст России нефть на сумму 20 млрд. долларов и получит взамен российские товары и услуги, стала одним из основных событий в иранском энергетическом секторе в течение последних лет. Однако, несмотря на оптимизм сторон, демонстрируемый в связи с заключением соглашения, жизнеспособность этого проекта сегодня вызывает сомнения, а на пути его стабильной реализации стоят серьезные препятствия.
Несмотря на положительные оценки, которые были даны иранской стороной соглашению «нефть в обмен на товары», подписанному с Россией, политика Тегерана в нефтяной сфере в последнее время вызывает определенные сомнения касательно того, готова ли ИРИ выполнить достигнутую договоренность.
Главной угрозой, стоящей на пути реализации контракта, является энергичная политика Тегерана по возвращению на мировой нефтяной рынок, в которой его активно поддерживает ЕС. В течение последних двух месяцев, несмотря на активную критику со стороны Вашингтона, европейские компании и страны стали лоббировать снятие части санкций в отношении иранского нефтяного сектора, что позволит увеличить объемы поставляемой из ИРИ сырой нефти на европейский рынок.
В октябре крупнейший нефтяной трейдер и владелец основной части танкерного флота Ирана, компания NITC добилась снятия с себя ранее наложенных со стороны ЕС санкций, ограничивающих вход иранских танкеров в европейские порты. Иранская сторона добилась отмены санкций через Генеральный суд Люксембурга, считающийся вторым по значению в Евросоюзе. Он постановил, что у ЕС не было никаких оснований для включения NITC в санкционные списки.
Говорить о том, что решение люксембургского суда носит исключительно правовой характер, конечно, можно, особенно, учитывая презумпцию невиновности европейского правосудия. Однако то, что в нем присутствует и политический момент, отрицать тоже нельзя, ведь судебный вердикт был вынесен не в ноябре-декабре, как планировалось ранее, а в конце сентября (опубликован в октябре). Кроме того, само содержание решения говорит о том, что оно может стать началом целого цикла отмены принятых ЕС санкций в отношении ИРИ. Но если ограничения, наложенные на деятельность танкерного флота безосновательны, тогда и ограничения на поставки иранской нефти такие же. В прямом смысле, ни первые, ни вторые никак не связаны с иранской ядерной программой, возможную военную компоненту которой санкции и призваны были ограничить. Не говоря о санкциях, наложенных иранские банки, которые прямой связи с ядерной программой и ее финансированием не имеют. Фактически, решение суда в Люксембурге создает прецедент и санкции, наложенные на сектора, не имеющие отношения к ядерной программе, и преследующие целью ухудшить макроэкономическую ситуацию в ИРИ, «не имеют оснований».
С учетом заявления ЕС о том, что он решение суда Люксембурга принимает, а также заявления о том, что решение это оспорено не будет, можно заключить, что у европейской стороны есть однозначное решение – не препятствовать возвращению ИРИ на европейский нефтяной рынок. Объяснить его можно по-разному. Во-первых, в условиях нарастающего экономического конфликта с Россией, Европа старается максимально диверсифицировать нефтяной рынок с тем, чтобы не зависеть от возможного еще большего ухудшения отношений с Москвой.
Во-вторых, подписание между Россией и Ираном соглашения о поставках иранской нефти в ЕС было воспринято как «уход Ирана в Россию», что, справедливости ради, отчасти основывалось на заявлениях иранской консервативной элиты, которая в условиях конфликта между Россией и Западом подписание контракта оценила как шанс на получение мощной поддержки со стороны Москвы.
В-третьих, иранская официальная сторона очень умело и умно использовала подписанное с Россией соглашение для торга с европейцами, показывая, что как ограничение поставок нефти в ЕС, так и невозможность использования танкерного флота не оставляют Ирану никакого выбора, кроме обращения за помощью к РФ.
В-четвертых, во время переговоров по сотрудничеству Ирана с Западом по вопросу совместной борьбы с ИГИЛ иранская сторона широко использует обвинение, озвученное духовным лидером Али Хаменеи: Запад хочет задушить Иран санкциями, но просит его помощи в борьбе с ИГИЛ. Такая позиция Тегерана вызывает все большее понимание у некоторых стран ЕС, в частности, у Германии и Великобритании, которые «ради международной безопасности» все чаще обращаются к мысли о том, что борьба с ИГИЛ сегодня – самая главная тема на Ближнем Востоке, тем самым, намекая на второстепенность иранской ядерной проблемы.
Все эти факторы сыграли очень важную роль в том, чтобы ЕС пошел по пути частичной либерализации торгового режима с Ираном в нефтяной сфере, итогом чего и стало решение суда Люксембурга. И тут встает вопрос: готова ли иранская сторона соблюдать соглашение с Россией? В общем и целом, ответ на этот вопрос зависит от того, насколько удачным будет иранская политика по нормализации отношений с Европой. И тут, надо сказать, текущие достижения Тегерана значительны. Главным из них можно считать проведение крупнейшего ирано-европейского бизнес-форума.

Несмотря на актвное противодействие со стороны Вашингтона, европейская сторона, при активном участии Великобритании, Германии, Австрии и Франция, не отменила подготавливаемый в течение последнего полугодия крупнейший бизнес-форум «Европа-Иран». По своей представительности и количеству участников, мероприятие, прошедшее 15-16 октября в Лондоне, стало первым, подобного рода, событием за последние 35 лет. В нем приняли участие представители, как основных иранских компаний и министерств, так и европейских нефтяных и газовых компаний и финансовых институтов Старого Света. Надо особо отметить, что администрация Рухани проделала большую работу, включив в список участников представителей иранской эмиграции, работающих на Западе. Взаимодействие с ними и использование их ресурсов стали одним из основных элементов политики МИД Ирана, который, опираясь на бывших соотечественников, старается создать выгодный для ИРИ информационный фон.
Однако форум оказался результатом не только иранских стараний. Он, прежде всего, стал плодом усилий европейских стран, которые активно продвигают идею реинтеграции Ирана в мировую экономику. Примечательно, что в течение двух дней работы, фактически, ни одна из европейских компаний не подняла вопрос санкций или уровня коррупции в Иране, которые мешали и мешают им инвестировать средства в иранскую экономику. Наоборот, представители европейского бизнеса отмечали, что инвестиционный рынок ИРИ стал выглядеть более привлекательно, а иранский фондовый рынок имеет все шансы расти двузначными цифрами, обогнав динамичный турецкий, а также, что «пора возвращаться в Иран».
Одной из основных тем, обсуждаемых на форуме, стали перспективы иранской нефтяной отрасли. Интересно, что здесь в своих выступлениях иранские представители тактично обошли тему, как российско-иранской сделки, так и будущего сотрудничества с Москвой. Наоборот, они всячески подчеркивали, что Тегеран ждет отмены санкций для того, чтобы пригласить на свой рынок именно европейские компании.
С учетом вышеизложенного, надо отметить, что Тегеран сделал российско-иранскую нефтяную сделку хорошим «крючком» для Запада, который в условиях растущих антироссийских настроений с энтузиазмом его заглатывает. Насколько крепким будет этот крючок, во многом зависит от того, как удачно пройдут переговоры в рамках «шестерки», однако шансы на то, что Тегеран уйдет от российско-иранской сделки в случае даже частичной нормализации отношений с ЕС, очень велики.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте