Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Вернется ли Грузия в сферу влияния России? (за 08.03.2015)

Автор: Хатуна Лагазидзe

Нашумевшая в последние дни информация о возможной продаже доли Грузинской железной дороги и восстановлении функционирования ее абхазско-грузинского участка, точнее, участка Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван еще раз обнажила интерес России к коммуникационной инфраструктуре Грузии.
Если мы окинем взором хронологию последнего времени, то сразу бросится в глаза желание Москвы завладеть причалами порта Поти, интенсивное строительство дороги Дагестан-Кахетия, обсуждение идеи транспортного коридора «Север-Юг», которая предполагает связь стран Восточной и Центральной Европы, а также Скандинавии с Азией – Ираном, Индией, Пакистаном, центрально-азиатскими странами. В этом проекте предусмотрено активное участие всех трех стран Южного Кавказа и, вообще, это выгодная идея. Хотя следует учитывать то, что отдельные участки этого проекта финансирует созданный Путиным Евразийский союз.
Открытие железной дороги на абхазском направлении, как и открытие российского рынка для грузинской продукции, является обоюдоострым клинком. С одной стороны, мы можем говорить о той выгоде, которую может дать восстановление этой железной дороги, начиная с экономической пользы и кончая восстановлением прерванной в течение десяти лет сообщения между грузинами и абхазами, что может быть главным предполагаемым преимуществом этого проекта. С другой стороны, перечень рисков намного больше, и из внешнеполитических факторов первейшим является ослабление, как позиций Азербайджана в регионе, так и партнерства между Тбилиси и Баку. А эта ось – именно та наживка, которая в ближайшей или среднесрочной перспективе должна определить интересы Запада в регионе. В то время как регион для Запада представляет букет взрывоопасных и обремененных фундаменталистскими настроениями властей, включая Россию, Турцию и Иран, именно партнерство Азербайджана и Грузии должно стать главным центром притяжения. Открытие железной дороги в армянском направлении угрожает стабильности именно этих отношений.
Вместе с тем, пока власти Грузии начнут думать о восстановлении железной дороги в абхазском направлении, у них должны быть ответы на многие вопросы, в том числе, на следующий: не принимаем ли мы косвенно через эту железную дорогу Абхазию в качестве части Российской Федерации? Ведь согласно первой версии оформленного между Россией и де-факто Абхазией договора, абхазский участок грузино-российской границы фактически упразднялся, его должны были передвинуть почти до Ингури. Отсюда вытекает еще один вопрос: где будут стоять пограничники и таможенники, и чьими представителями они будут? Кто обеспечит безопасность грузов и пассажиров на территории Абхазии, русские, абхазы или специально приглашенные международные миссии для обеспечения безопасности? Нас туда никто не впустит. Какие дивиденды мы потребуем от России взамен на открытие железной дороги?
Если на эти и многие другие вопросы мы заранее не будем знать ответов, железная дорога тоже станет шагом к возвращению Грузии в сферу влияния России. И вообще, если Москва сможет получить контроль над грузинской коммуникационной инфраструктурой, это уже означает возвращение Тбилиси в российское пространство. Хотя это не будет столь продолжительным, как в XIX-м и XX-м веках. А если Запад и Китай совместно «переварят» Россию, наступит время очередного перераспределения бывших сфер российского влияния.
Сказанное выше пока представляет собой лишь теорию, а реальность требует от нас сегодня спасения финансовой системы страны. Интересно, думает ли наша власть обратиться за финансовой помощью к нашему стратегическому партнеру – Соединенным Штатам Америки? В таком случае, мы можем получить солидную финансовую поддержку, и это явится своего рода тестом, на этот раз уже для Америки: насколько она ценит Грузию как партнера в регионе. Другие же, богатые ресурсами страны нашего региона, те же Азербайджан или Турция и без внешней помощи могут намного легче избавиться от последствий кризиса, чем Грузия, серьезно зависящая от импорта.
Вновь напомним американцам, что формальным поводом украинкой трагедии стал именно отказ со стороны Запада о предоставлении Януковичу помощи в размере 15 миллиардов долларов. Вместе с тем, если наряду с другими факторами, а именно, благодаря помощи со стороны Америки удалось бы остановить падение курса лари и оградить широкие слои общества от социального и экономического кризиса, это сменит разочарование значительной части населения страны в Западе и в тех же США как реальном стратегическом партнере и зародит к нему чувство благодарности. С этой целью, действительно, стоит побеспокоить американцев, что явится весьма эффективным средством противостояния российской информационной войне. Но для того, чтобы американцы начали думать об этом, у власти Грузии должно родиться желание начать активные переговоры с Америкой.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте