Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Ближнее зарубежье» выходит из-под контроля России (за 15.03.2015)

Автор: Ахмад Вахшите

За текущий солнечный год (по восточному календарю – ПП), который скоро подойдет к концу, Кремль пережил немало трудных дней. Из-за конфликта на Украине и конфронтации с Западом он оказался, мягко говоря, не в самом лучшем положении. Санкции США и ЕС против РФ, а также вынужденный отказ от участия в «Большой восьмерке» принесли Росси немало проблем.
Третий год третьего президентского срока Владимира Путина начался довольно печально. Несмотря на то, что присоединение Крыма к РФ, а также столкновение Кремля с Западом стали причиной для роста популярности российского лидера среди соотечественников, с другой стороны, международное давление на Москву создало для первого человека страны немало проблем.
В самом начале текущего солнечного года (март 2014 – ПП) Россия была исключена из «Большой восьмерки» из-за крымского кризиса. Следует напомнить, что в результате долгих переговоров Россия сумела войти в состав «Большой семерки» в 2006 году, превратив ее в «Большую восьмерку». Из-за проведения референдума в Крыму и присоединения полуострова к РФ, эта страна стала предметом критики со стороны других членов «Большой восьмерки». Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в марте 2014 года объявил о решении семи остальных членов «Большой восьмерки» исключить РФ из этого клуба. После чего, Сергей Лавров выступил с критикой в адрес «Большой восьмерки», отметив, что она является неформальной организацией и, соответственно, выход и вход в нее тоже не регламентирован официальными правилами.
Самое главное последствие исключения РФ из «Большой восьмерки» – это снижение престижа Кремля на международной арене. Как отметил в 2006 году тогдашний президент США Джордж Буш, присоединение РФ к «Большой семерке» было признаком укрепления демократии в РФ и желания Москвы сотрудничать с НАТО. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Россия была исключена из этого клуба, а Украина, очевидно, больше не считается «ближним зарубежьем» России, она является, скорее, вероятным членом НАТО и будущей опорной точкой этой организации.
Кризис на Украине также стал причиной для возникновения опасности нового конфликта на Кавказе, рядом с границами России. Но если бы Россия в самом начале протестов на Украине – в ноябре 2013 года – пошла на переговоры с украинской оппозицией, то сегодня в 600 километрах от Москвы, в Киеве прозападного руководства бы не было.
Развитие нынешней ситуации также чревато тем, что Россия мало-помалу из европейской страны превратится в азиатскую. Ее стремление создать новый блок против Запада было воплощено в Евразийском экономическом союзе, договор о создании которого был подписан в 2014 году президентами РФ, Белоруссии и Казахстана. Этот союз можно назвать очередным этапом долгосрочного экономико-политического плана Владимира Путина для региона, проектом, который, используя экономические возможности РФ, призван сохранить сплоченными вокруг России страны СНГ. Реализация этого плана началась в 2000 году с образованием Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а немногим позже – созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Несмотря на то, что Кремль утверждает, что в течение десяти лет проблемы Евразийского экономического союза будут решены (в частности, будет выработана его единая энергетическая политика), учитывая нежелание таких региональных стран как Украина присоединиться к союзу, не стоит ожидать значительных изменений в сфере экономического и политического взаимодействия в регионе.
За прошедший солнечный год Россия, несмотря на санкции и давление со стороны Запада, сумела произвести оружия и военной техники более чем на 13 млрд. долларов. Несмотря на резкое снижение масштабов экспорта российского оружия, есть основания полагать, что в течение следующего года Москва не только сумеет сохранить свой рынок вооружений, но и увеличит объёмы их продаж.
Индия все еще является главным покупателем российского оружия. Российскую военную технику активно берут также Китай, Вьетнам, Сирия, Объединённые Арабские Эмираты, Венесуэла, Азербайджан, Афганистан, Ирак и Алжир. Однако предстоящий год будет для российской военной промышленности годом надежд и опасений. Страхи связаны, в первую очередь, с текущим финансово-экономическим кризисом. Как западные санкции, так и снижение цен на нефть стали причиной значительных экономических проблем. Государственный бюджет также столкнулся с финансовым кризисом, и, соответственно, будет сложно делать инвестиции в сферу военной промышленности. Венесуэла, Алжир и Азербайджан будут вынуждены снизить свои покупки из-за снижения стоимости нефти.
Осенью прошедшего года Путин объявил о новой военной доктрине РФ, согласно которой, НАТО считается самой главной угрозой для России. Новая доктрина также утверждает, что в случае опасности, у Москвы есть право использовать ядерное оружие.
С каждым днем ситуация становится все более и более сложной для России, США и Украины. Так, например, вышеупомянутое исключение РФ из «Большой восьмерки» было связано не только с Украиной, но и также с ситуацией в Сирии. США и ЕС использовали Украину как предлог для того, чтобы выдавить Москву из международной политики.
Взаимные экономические санкции России и Запада стали причиной для того, что Москва стала искать новых партнеров, в частности, для импорта сельскохозяйственных товаров. Неудивительно, что за прошедший год она начала укреплять отношения с Ираном. В течение последнего года отношения между двумя странами, ослабшие за последние восемь лет, быстро окрепли. Стороны провели ряд переговоров, а работа нового посла Ирана в России за прошедший год была довольно продуктивной. В частности, получила распространение информация о возможном изменении статуса Исламской Республики в Шанхайской организации сотрудничества. Возможно, что в скором времени Иран станет ее полноправным членом. Учитывая экономическое и стратегическое влияние этой организации в регионе, полноправное участие Тегерана в ее деятельности может открыть для него множество новых возможностей.
Советник по международным вопросам руководителя и духовного лидера Исламской Республики Али Акбар Велаяти недавно также сообщил о возможном расширении ирано-российского сотрудничества в сферах железнодорожного строительства, экспорта иранских товаров в РФ, осуществления проектов в области водных ресурсов и строительства новых атомных электростанций в ИРИ. Он также подчеркнул, что объём сотрудничества между двумя странами возрастет до 20 млрд. долларов.
Несмотря на санкции, разногласия РФ и США в таких вопросах, как кризис в Сирии и конфликт на Украине, у этих стран есть также многочисленные совместные интересы. Соответственно, несмотря на сегодняшний конфликт, полномасштабное столкновение этих государств кажется маловероятным.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте