Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Дорога «жизненно важного значения»

Автор: Пресс-папье

Недавние договорённости в Вене между Тегераном и «шестёркой» по ядерной программе в обмен на снятие международные санкции против Ирана могут серьёзно изменить геополитическую ситуацию на Южном Кавказе и вокруг него. В частности, очевидно, что углубятся армяно-иранские отношения, главным образом, в сфере экономики. В частности, в последнее время много говорится о вероятности осуществления проекта строительства железной дороги, связывающей эти соседние страны. Во всяком случае, вплоть до последнего времени официальные представители Еревана и Тегерана заявляли, что основным препятствием в осуществлении железнодорожного проекта являются международные санкции против Ирана.
В августе прошлого года правительство Армении одобрило предварительную программу строительства упомянутой железной дороги. Её протяжённость составит 365 км, из которых 60 км будут проложены по иранской территории, а остальные 305 – по Армении. Для прокладки армянского отрезка потребуется от 3 до 3,5 млрд. долларов, сроки строительства рассчитаны в пределах 6 лет, а объём грузоперевозок составит 25 млн. тонн в год.
В этой железной дороге, правде, в различной степени заинтересованы, по меньшей мере, три страны – Армения, Иран и Россия. Инициатором и основным лоббистом данного проекта является, конечно, Ереван, для которого налаживание стабильного железнодорожного сообщения с Ираном имеет первостепенное геополитическое, стратегическое и экономическое значение.
Во-первых, Армения может стать транспортным коридором, который свяжет Чёрное море с Персидским заливом, а также Иран и страны Восточной Азии с Россией и Европой. Таким образом, речь может идти о фактическом выходе страны из частичной блокады (Армения блокирована Турцией и Азербайджаном) и её прорыве на мировой экономический рынок.
Во-вторых, используя альтернативный путь, Армения сможет транспортировать свою продукцию в больших объёмах на внешние рынки. Известно, что сухопутный выход «в мир» Армения сегодня осуществляет только через Грузию.
В-третьих, посредством новой железной дороги произойдёт интенсификация связей между южными и северными регионами Армении. Сегодня по данному маршруту курсирует лишь автомобильный транспорт, а часть автодорог трудно проходима, особенно, в зимние месяцы. Углубление кооперации между различными регионами, безусловно, будет содействовать развитию экономики страны.
Конкретным свидетельством серьёзной заинтересованности Армении в строительстве железной дороги является заявление президента Сержа Саргсяна на недавнем саммите БРИКС, Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества в Уфе: «Эффективность координации деятельности финансовых институтов помогла бы значительным образом способствовать увеличению инвестиционных потоков в представленные здесь страны с развивающимися экономиками, что, в свою очередь, приведёт к устойчивому экономическому росту. Практическим примером сказанного может стать проект сопряжения евразийской интеграции и инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути», которые могут, гармонично взаимодействуя, обеспечить в перспективе выход на новый уровень реализации крупных инфраструктурных проектов.
В случае Армении таким проектом может стать строительство армяно-иранской железной дороги, которая обеспечила бы выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскому океану. Уже подготовлено технико-экономическое обоснование, и проект открыт для государственно-частного партнёрства. Надеемся, что компания из присутствующих здесь стран проявят интерес». Добавим, что программа строительства железной дороги объявлена в Ереване приоритетной.
Со своей стороны, Иран также высказывается за реализацию этого железнодорожного проекта. Более того, на официальном уровне Тегеран уже выразил готовность финансировать строительство проходящего по иранской территории 60-километрового участка. Очевидно, что в Иране понимают, что осуществление данного проекта – один из путей выхода этой страны из международной изоляции. Он также приведёт к увеличению ее геополитического и геоэкономического влияния на Южном Кавказе. К тому же через этот регион пролегает кратчайший путь в Европу и в государства, входящие в Евразийский экономический союз. Сегодня Иран и ЕАЭС ведут переговоры по созданию зоны свободой торговли, и из стран-членов этого союза только Армения имеет сухопутную границу с Ираном.
Между тем, уже очевидно, что строительство ирано-армянской железной дороги невозможно без участия в этом проекте России, страны, являющейся самым активным геополитическим игроком на Южном Кавказе. Москва имеет первостепенное экономическое влияние на Армению, во многом за счёт энергетики, инфраструктуры и транспорта. Что касается последнего, то в 2008 году Армянская железная дорога на 30 лет была передана в концессионное управление ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Так что, в вопросе перспективы новой транспортной инфраструктуры мнение Москвы является определяющим. И здесь, судя по всему, ситуация неоднозначная.
РЖД недавно заявила, что «с геополитической точки зрения, проект строительства железной дороги имеет важное стратегическое значение для Республики Армения в контексте интеграции транспортной инфраструктуры республики в евразийскую и мировую транспортную систему». В то же время в компании считают, что, «учитывая значительную стоимость и длительные сроки окупаемости проектов такого масштаба, делающих их коммерчески малопривлекательными для бизнеса, их реализация без поддержки государства затруднительна». Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин был более конкретен. Он утверждает, что проект налаживания железнодорожного сообщения Иран-Армения неэффективен: «Это как прорубить в стене окно в никуда, в стену соседнего дома».
Известный ереванский политтехнолог и аналитик Виген Акопян замечает: «Якунин имел в виду, что, с коммерческой стороны, перспектив мало, особенно, сейчас, когда денег (у России – ПП) нет и, видимо, долго не будет. Тем более, даже наличие дороги не гарантирует участие Армении в региональных проектах – в условиях неразрешённого Карабахского конфликта и турецкой блокады. Сейчас (этот) проект для русских может быть чисто геополитическим, но не экономическим».
Индифферентное отношение России к ирано-армянской железной дороге, по всей вероятности, объясняется тем, что в Москве понимают: при такой перспективе Армения может получить значительную экономическую самостоятельность. В будущем это может привести к уменьшению её зависимости от России. В то же время Москва не может прямо сказать, что отказывается от подобного проекта, поэтому и заявляет, что он имеет «важное стратегическое значение для Армении».
Кстати, тот же Якунин не так давно также говорил: «Экономической целесообразности в этом (проекте – ПП) нет, а политическую целесообразность не мне оценивать. Однако, думаю, надо определиться, что первично. Мне кажется, первично восстановление прямого железнодорожного сообщения с Арменией через Абхазию и Грузию». Иными словами, вопрос железнодорожного сообщения Иран-Армения Москва рассматривает через призму возобновления работы Абхазской железной дороги. В таком случае Армения через Грузию и Абхазию будет иметь железнодорожную связь с Москвой. Но известно, что серьёзных подвижек в этом вопросе ожидать не приходится, имея в виду нынешние абхазо-грузинские и российско-грузинские отношения.
Тем не менее, судя по всему, официальные лица в Ереване не очень обеспокоены позицией своего стратегического союзника. Министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян заметил, что заявление г-на Якунина – его «субъективное мнение». Затем министр заверил, что железная дорога Иран-Армения будет построена. Он также убеждён, что это железнодорожное направление имеет жизненно важное значение для Армении.
Можно лишь удивляться оптимизму армянского министра, которому необходимо найти инвесторов, готовых вложить в этот транспортный проект более 3 млрд. долларов.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте