Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Легковата будет…

Автор: Пресс-папье

Активная силовая игра Российской Федерации в сирийском конфликте ярко продемонстрировала, что Турция не обладает достаточным геополитическим весом для воплощения в жизнь своих дипломатических амбиций на Ближнем Востоке.
До «сирийского броска» Кремля, казалось бы, Анкара и Москва вышли на новый уровень взаимоотношений: активно развивалась торговля, достигнуты серьезные договоренности в реализации масштабных проектов в сфере топлива и энергетики. Кроме того, РФ для Турции выступала в качестве некого противовеса НАТО и США. Неслучайно, в ходе государственного визита Путина в Анкару в декабре 2014 было подчеркнуто, что отношения между двумя станами носят стратегический характер.
Ситуация резко изменилась после начала военного вмешательства Кремля в сирийскую ситуацию. Как известно, яблоком раздора является политическое будущее президента Башара Асада. Путин полон решимости помочь последнему остаться у власти, а Эрдоган давно настаивает на смещении Асада в качестве предусловия восстановления мира в Сирии.
Сирийский кризис стал индикатором того, что отношения между государствами строились не на равных. Не стоит забывать, что Россия – государство, конкурирующее по своей силе с другим глобальным центром силы – США, в то время как Турция – страна, претендующая на роль региональной державы. Неспособность влияния на действия Москвы часто проявляется в выражении Эрдоганом публичного раздражения в отношении действий Москвы. Так, после нарушения российскими самолетами турецкого воздушного пространства на фоне начала военной операции РФ в Сирии Эрдоган не только пригрозил уничтожать любое воздушное судно, которое нарушит ее воздушное пространство, но и напомнил Кремлю, что Турция является крупнейшим покупателем его природного топлива, и может изменить свое отношение к такому партнерству.
Но турецкий лидер с подобными заявлениями явно поторопился. Обратимся к цифрам. Анкара импортирует 55% газа и 10% нефти из России. Учитывая, что диверсификация маршрутов поставок в нефтегазовой сфере не осуществляется в одночасье, а требует определенного времени, в уязвимом положении оказывается сама Турция. Ведь поставками энергоресурсов для давления на Турцию может воспользоваться сама Россия. Такой сценарий развития событий исключать нельзя, т.к. в случае перехода определенных рамок в конфронтации с РФ, Анкара может остаться без топлива в самую стужу…
В целом, Анкара окружена российским влиянием как с севера, с Черного моря, так и со стороны Сирии. «Черная полоса» внешней политики Турции началаcь с присоединением к России Крыма. Турецкие власти весьма сдержанно высказались по этому поводу и не присоединились к санкциям против Москвы, введенным западными союзниками. Можно было предположить, что Эрдоган, не вступая в открытую конфронтацию и не осуждая действия Москвы на Украине, добьется определенных преференций со стороны России. Однако пока ситуация складывается не в его пользу. Хотя сторонники турецкого премьера и пытаются представить ситуацию в российско-турецких отношениях в позитивном свете, подчеркивая «налаженность и многогранность сотрудничества в ряде сфер», очевидно, что Анкара весьма обеспокоена чрезмерной зависимостью от Москвы. Конечно, Турция могла бы несколько снизить данную зависимость, перейдя на сжиженный газ. Но и здесь стоит учитывать, что данная инициатива требует времени. Пока же турецкое правительство переносит спорные вопросы по поводу цены на газ в международный арбитраж. Речь идет об обращении турецкой компании «Botas» в международный арбитраж в Париже по поводу действий «Газпрома». Требования турецкой стороны заключаются в достижении скидки на российский газ, причем, ретроспективно. В случае успешного решения данного вопроса в пользу Анкары, она может вернуть около 1 млрд. долл. США «переплаты» только за 2015 год.
Конечно же, разбирательства в судах для ОАО «Газпром» является обычной практикой, однако с Турцией подобное происходит впервые. Здесь следует учитывать и то обстоятельство, что данное государство занимает второе место по объему потребления российского газа после Германии. Поэтому можно констатировать серьезный раскол в российско-турецких отношениях.
Решение о снижении цены на газ было принято еще в 2014 году, но впоследствии оно было увязано со строительством газопровода «Турецкий поток». На сегодняшний день межпарламентское соглашение не подписано. Данное обстоятельство пытаются объяснить внутриполитической ситуацией в Турции. В данном же контексте ссылка на внутриполитический момент представляет собой «двухходовку», рассчитанную не только на РФ, но и на саму Турцию. Ведь Анкара могла бы отложить дискуссию относительно цен на газ и не подавать в арбитражный суд, как это было сделано перед июньскими выборами в парламент…
Так что же дальше? Очевидно, что некоторое охлаждение взаимоотношений в российско-турецких отношениях присутствует, но в сфере энергетики «Турецкий поток» продолжает оставаться приоритетным проектом. Правда, планируется строительство двух ниток с мощностью вдвое ниже предполагавшейся (63 млрд. куб. м в год). Конечно же, подписание соглашения с Турцией после формирования ею правительства позволит мобилизовать силы для строительства газопровода, однако, стоит иметь в виду, что сроки запуска газопровода явно отодвигаются, а запуск первой нитки планируется уже не в 2016-м, а в декабре 2017 года, а то и в 2019-м.
В связи с явным отсутствием достаточного «геополитического веса» Турции стоит выстраивать свои взаимоотношения с РФ весьма осторожно, в особенности с учетом того, что в сирийском вопросе стороны находятся «по разные стороны баррикад». В связи с этим превращение газового бизнеса в политику на данном этапе международных отношений – непростительная роскошь для Анкары. Именно поэтому турецкому правительству есть смысл серьезно подумать, прежде чем развивать интригу с иском к «Газпрому», исходя из того, что альтернатива поставкам российского газа в Турцию возможна только в долгосрочной перспективе. Москва же продолжает формально придерживаться прежней политики, не видя оснований для серьезного ухудшения отношений с Анкарой – не страдает и график политических встреч глав государств, который остается неизменным вплоть до конца года.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте