Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Президент Азербайджана инициирует конституционные поправки

Автор: Пресс-папье

В то время, когда жители Азербайджана увлеченно следили за развитием политической ситуации в Турции, где власть боролась с военными путчистами, застывшее информационное поле страны сотрясла новость об инициировании азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым конституционного референдума. 18 июля он подписал распоряжение о направлении в Конституционный суд проекта Акта референдума о внесении изменений в Конституцию Азербайджана для получения по нему правового заключения. Документ состоит из 29 пунктов, предусматривающих изменения в более чем 30 статьях Основного закона страны. При этом их значительная часть касается институтов государственной власти. В частности, проект поправок предусматривает учреждение постов первого вице-президента и вице-президентов ( их общее число не указывается) Азербайджанской Республики. Они назначаются и освобождаются от должности лишь решением главы государства.
Отныне если президент оказывается не в состоянии исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к первому вице-президенту. В действующей редакции Конституции полномочия президента переходят к премьер-министру, и если он утверждается парламентом, то первого вице-президента глава государства будет назначать сам, без какого-либо согласования.
Помимо этого, предлагается продлить срок полномочий президента с 5 до 7 лет и устранить минимальный возрастной ценз для кандидата на президентский пост, который сейчас определяется 35 годами.
Кроме того, в Конституцию предлагается ввести поправку, предусматривающую возможность роспуска парламента президентом, если Национальное собрание в течение одного года дважды вынесет вотум недоверия кабинету министров или дважды не утвердит после представления главой государства членов Конституционного и Верховного суда, правления Центробанка, а также ряде других случаев, если законодательный орган будет самоустраняться от исполнения своих функций.
С учетом существующей в Азербайджане реальной политической ситуации одобрение Конституционным судом проекта поправок не вызывает сомнений. После этого, безусловно, будет объявлен референдум.
Оппозиция уже обвинила Ильхама Алиева в «укреплении авторитарной и династической власти». Представители ее либерального, прозападного крыла считают, что И. Алиев больше не доверяет своему окружению и опасается, что в экстремальной ситуации оно выйдет из-под его контроля, а сегодняшний, полностью послушный парламент может оказать неповиновение. Для того чтобы исключить такой поворот событий, и создается механизм роспуска парламента в случае его непокорности.
С другой стороны, введение поста первого вице-президента позволяет Алиеву назначить на эту должность абсолютно лояльного ему человека, которому в нужный момент он без особых сложностей может передать власть.
В продлении срока президентских полномочий с 5 до 7 лет оппозиция усматривает стремление Алиева продлить свое пребывание у власти, а в устранении минимального возрастного ценза (35 лет) оппоненты властей видят стремление нынешнего главы государства в будущем передать полномочия по наследству своим детям, скорее всего, сыну Гейдару. При этом оппозиционные наблюдатели обращают внимание на то, что если на очередных выборах в 2018 году Ильхам Алиев будет избран на семилетний срок, то даже к 2025 году Гейдару Алиеву-младшему будет всего 28 лет, а самому нынешнему президенту – уже 64.
Среди аналитиков бытует мнение о том, что на самом деле конституционные поправки инициированы И. Алиевым для того, чтобы усилить значимость института президентства за счет ослабления роли парламента и правительства. Эксперты объясняют это необходимостью проведения в стране реальных экономических и правовых реформ, которые неизбежно затронут интересы чиновничьей олигархии, а для подавления ее возможного сопротивления президенту необходимы широкие полномочия. В настоящее время все отрасли экономики страны, вплоть до мелочей, четко поделены между представителями ее правящей элиты.
И. Алиеву уже удалось убрать с властного Олимпа влиятельную группу бывшего министра национальной безопасности Эльдара Махмудова и лишить реальных рычагов влияния на бизнес министра транспорта Зии Мамедова. Однако дальнейшее устранение монополии в экономике крупных чиновников чревато их сопротивлением и саботажем, в том числе, с использованием парламента, в котором присутствуют представители различных олигархических групп. Конституционные полномочия позволят Алиеву влиять на парламент путем угрозы его роспуска. Аналитики полагают, что, проведя конституционную реформу, Алиев начнет постепенно убирать министров, засидевшихся на своих постах по 10-20 лет, в том числе, глав силовых ведомств, и выдвигать на эти должности молодые кадры, получившие образование в ведущих учебных центрах Запада. Приход на место «монополистов», распоряжающихся «курируемыми» сферами азербайджанской экономики как своей вотчиной, новых людей, готовых реализовывать свой потенциал за высокие должностные оклады (на уровне топ-менеджеров западных компаний), позволит, по замыслу президента, улучшить качество управления, рациональнее использовать бюджетные средства, а, в результате, снять социальную напряженность в обществе.
В Азербайджане уже есть опыт таких кадровых назначений. Так, новая служба ASAN, где по принципу «одного окна» оказывается после 50 государственных услуг, включая выдачу паспортов, документов о правах собственности, нотариальные операции и т.д,. искоренила бытовую коррупцию в этих сферах. Кстати говоря, ею руководят как раз молодые люди, получившие образование за рубежом.
С другой стороны, кадры нового поколения, в отличие от «аксакалов» азербайджанского правительства, не имеют устоявшихся кланово-корпоративных, кумовских связей, словно спрут опутывающих систему государственного управления и бизнеса, и потому представляющих организованную силу, с которой все эти годы Алиеву приходилось считаться.
Однако сложная финансово-экономическая ситуация, возникшая с падением цен на нефть, диктует Азербайджану для поддержания экономики на плаву и реализации новых глобальных энергетических проектов необходимость внешних заимствований у международных финансовых организаций. Последние же выдвигают в качестве условий предоставления кредитов проведение реформ, устранение монополий, создание честной конкурентной среды.
Одна из групп экспертов придерживается мнения о том, что, на самом деле, Алиев, напротив, ничего кардинально менять не собирается, и сложившаяся система его вполне устраивает. Референдум же затевается с тем, чтобы послать сигнал окружению и вообще богатым людям страны о том, что власть прочна, надежна, уходить не собирается, и потому не следует выводить за рубеж капиталы, а надо их уверенно вкладывать в экономику страны. Власть же обеспечит гарантии их сохранности.
При этом представители всех точек зрения сходятся во мнении, что поправки в Конституцию усилят власть главы государства и превратят Азербайджан в «суперпрезидентскую» республику.
Конечно, И. Алиев может столкнуться с критикой Запада в связи с чрезмерной концентрацией власти в своих руках, однако в 2009 году властям Азербайджана удалось провести через референдум поправки, позволяющие одному лицу переизбираться на президентском посту неограниченное количество раз. Такой практики нигде в Европе, кроме Белоруссии, тогда не было. Но Азербайджан, несмотря на критические заявления США и стран ЕС, все-таки отменил существовавшие ограничения, благодаря чему, Алиев в 2013 году был избран президентом в третий раз.
Наконец, еще одной интригой конституционных нововведений является вопрос о том, кого Алиев назначит первым вице-президентом, который фактически станет вторым человеком в государстве. Очевидно, что это будет кто-то из доверенных лиц, даже родственников президента. Звучат даже предположения о том, что этот пост займет первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева. Критики этой версии считают, что такой вариант был бы слишком вызывающим, с точки зрения «легитимизации семейной власти». Хотя в 2013 году М. Алиева уже стала первым заместителем своего мужа в правящей партии «Новый Азербайджан»…
С другой стороны, М. Алиева в качестве главы Фонда Гейдара Алиева и Посла доброй воли ЮНЕКО активно способствовала реализации многих масштабных культурных, гуманитарных, благотворительных проектов, благодаря чему обладает высоким рейтингом популярности среди населения. Помимо этого, будучи главой оргкомитетов по проведению таких масштабных мероприятий, как «Евровидение-2012» и Европейские игры 2015 года, Мехрибан Алиева обрела опыт управленческой работы на уровне правительства.
Обращает внимание и время, выбранное для проведения референдума. Это происходит в период внедрения в общественное сознание той же соседней Турции необходимости установления сильной президентской власти как фактора, позволяющего избежать попыток вмешательства в политику со стороны военных. Уже очевидно, что сторонники азербайджанской власти используют этот тренд и повышенное внимание азербайджанцев к турецким событиям для обоснования необходимости усиления президентской власти в собственной стране как гарантии сохранения стабильности и спокойствия.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте