Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Спешить нельзя, затягивать опасно

Автор: Пресс-папье

Состоявшиеся 10 августа в Москве переговоры между президентами России и Армении завершили трёхдневную череду встреч Владимира Путина с лидерами ряда государств-партнеров. Сначала (8 августа в Баку) состоялся саммит Россия-Азербайджан-Иран. На следующий день Путин уже принимал в Санкт-Петербурге турецкого президента Реджепа Т. Эрдогана. А завершением этого «межпрезидентского» марафона стала встреча с лидером Армении Сержем Саргсяном.
Как отмечается в официальных сообщениях по результатам проведенных встреч, одной из основных тем на переговорах Путина с лидерами всех четырёх государств была карабахская проблема. И это вполне естественно. Ереван и Баку, наряду с Нагорным Карабахом, являются сторонами самого застарелого конфликта на постсоветском пространстве. Между тем, Анкара и Тегеран могут сыграть определённую роль в процессе его урегулирования. Турция – в качестве союзника Азербайджана, а Иран – как государство, находящееся в непосредственной близости от линии соприкосновения конфликтующих сторон.
Явно неслучайным выглядит и то, что укрепление в последнее время Москвой партнёрских отношений с Арменией, Азербайджаном, Ираном и Турцией происходит параллельно с активизацией роли Москвы и лично В. Путина в посредничестве по Нагорному Карабаху. Неурегулированный Карабахский конфликт является серьёзным препятствием на пути к стремлению России усилить свою доминирующую роль на находящемся в непосредственной близости от её южных границ Южном Кавказе, а также предотвратить непосредственное вовлечение США и Запада в местные региональные проблемы.
Здесь к расчетам геополитического плана Москвы следует добавить и ее экономические резоны. Нельзя исключать, что одной из причин положительного отклика В. Путина на настойчивые предложения Р. Эрдогана нормализовать турецко-российские отношения является желание Москвы стать инициатором открытия транспортных коридоров между Арменией и Турцией.
Близкие к российским и турецким официальным кругам СМИ, а также информированные эксперты считают вполне реальным следующий сценарий. Когда (или если) начнётся реальное урегулирование Карабахского конфликта, Москва как основной модератор этого процесса будет готова стать не только его гарантом, а и инициатором разблокирования армяно-турецкой границы. И можно себе представить, какие геополитические преференции получит Россия в случае осуществления подобных планов. Хотя это всего лишь прогноз, допущение...
Сегодня же Путин в качестве посредника предпринимает конкретные шаги для урегулирования Карабахского конфликта. В частности, во время трёхстороннего саммита 20 июня в Санкт-Петербурге российский президент с согласия лидеров других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США и Франции) представил С. Саргсяну и И. Алиеву предварительный вариант документа, в котором, по мнению российского лидера, «достижение компромисса предусматривает нахождение оптимального баланса между принципами территориальной целостности и правом народов на самоопределение».
В то же время, как отметил президент РФ, его страна «не навязывает сторонам Карабахского конфликта готовых решений, в этом вопросе нужен сбалансированный компромисс между Арменией и Азербайджаном».
По версии дипломатических источников Армянского центра исследований «АНИ», «сбалансированным компромиссом» является следующая схема промежуточного решения карабахского вопроса, получившая название «план Путина». Баку согласен с формулой «возврат территорий – определение статуса», однако продолжает утверждать, что Карабах, хоть и формально, но должен остаться в составе Азербайджана, поскольку конституция страны не может быть пересмотрена. Ереван, в свою очередь, не согласен с каким-либо вариантом, при котором Карабах возвращается в состав Азербайджана. По этой причине российская сторона предлагает новый подход – передача пяти районов в обмен на более прочный (временный – ПП) статус, чем это предусмотрено в «Мадридских принципах». В предложениях Путина ничего не говорится о возвращении ещё двух районов (Кельбаджарского и Лачинского), которые связывают Карабах с Арменией.
Таким образом, по «плану Путина», армянские силы выводятся из пяти районов (Агдамского, Физулинского, Джабраильского, Зангеланского и Кубатлинского), Нагорный Карабах получает «прочный промежуточный статус», который не предполагает возврата в состав Азербайджана, но и не означает независимого статуса в обозримом будущем. Реализация права на самоопределение, закрепленного в «Мадридских принципах» (2007 года) и Казанском документе (2011 года), являющегося производным вариантом от мадридского документа, не исключена из текста нынешнего пакета урегулирования, однако проведение референдума по окончательному статусу Нагорного Карабаха откладывается на неопределенный срок. Также предполагается размещение в регионе международных миротворцев.
Как уверяют наши конфиденциальные источники, С. Саргсян и И. Алиев должны дать ответ на российские предложения до начала сентября. И только в случае их согласия эти предложения получат конкретные очертания.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров замечает: «У нас есть основания полагать, что на этот раз мы гораздо ближе к перспективе успеха». Однако, судя по всему, так не считают в Армении и в Нагорно-Карабахской Республике. Ереван и Степанакерт имеют много вопросов по поводу предложенного варианта урегулирования конфликта. К примеру, армянская и, особенно, карабахская политические элиты и общественность резко негативно воспринимают отсутствие в новых предложениях конкретики относительно конкретной даты референдума по окончательному – независимому – статусу Карабаха. На это, кстати, указал и Серж Саргсян на пресс-конференции по итогам последней встречи с Владимиром Путиным: «Невозможно решить такой конфликт, апеллируя к ликвидации его следствий, а не причин. Суть карабахской проблемы – это борьба народа Карабаха за самоопределение, это неотъемлемое право всех народов в решении этой проблемы, уважение и обеспечение этого права».
Недавние драматические события внутри Армении, связанные с захватом вооружённой группировкой «Сасна црер» территории полка патрульно-постовой службы в Ереване однозначно свидетельствуют о том, что армянское общество в принципе согласно с одним из основных требований радикальной оппозиции – никаких уступок по Нагорному Карабаху. Здесь нужно учитывать и низкий рейтинг руководства страны.
Как утверждают ереванские аналитики, Серж Саргсян в беседе с Владимиром Путиным говорил о том, что напряженность внутриполитической ситуации в Армении достигла критического уровня, что не даёт руководству страны возможности пойти на болезненные и непопулярные компромиссы в вопросе Нагорного Карабаха. Если подобное всё-таки произойдёт, в стране может возникнуть дестабилизация обстановки, в результате чего, к власти могут прийти силы, занимающие радикальные позиции, что чревато ещё большим отдалением перспективы урегулирования конфликта. И это, как минимум. Как максимум, станет реальной перспектива новой войны.
Таким образом, форсирование принятия кардинальных решений по Карабахскому урегулированию чревато непредсказуемыми последствиями. Впрочем, и дальнейшее его затягивание также не сулит ничего хорошего, т.к. динамика развития мировых и региональных процессов требует своевременной и эффективной реакции на текущие изменения со стороны, в том числе, государств Южного Кавказа.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте