Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Референдум в Азербайджане: «свободное волизъявление народа»

Автор: Пресс-папье

Референдум 26 сентября по поправкам в Конституцию Азербайджана стал тестом на проверку прочности власти президента Ильхама Алиева в условиях, когда страна столкнулась с новыми экономическими вызовами, порожденными резким обвалом мировых цен на нефть. Теперь можно говорить определенно: алиевская власть прошла это испытание успешно. Инициированные президентом поправки получили поддержку абсолютного большинства населения страны, что позволяет азербайджанскому лидеру еще более уверенно проводить начатые реформы, целью которых заявлены диверсификация экономики, избавление ее от нефтяной и газовой зависимости. Этот референдум стал, по сути, выражением вотума народного доверия курсу главы государства.
Согласно одобренным на референдуме конституционным поправкам, в Азербайджане еще более усиливается вертикаль исполнительной власти, а срок президентских полномочий увеличивается с 5 до 7 лет. Кроме того, в Азербайджане учреждаются посты первого вице-президента и вице-президентов (их общее число не указывается). Причем, они назначаются и освобождаются от должности лишь единоличным решением главы государства. Отныне если президент оказывается не в состоянии исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к первому вице-президенту (в прежней редакции Конституции полномочия президента переходили к премьер-министру, утверждаемому парламентом).
Президент также получил право роспуска парламента в случаях, если Национальное собрание в течение одного года дважды вынесет вотум недоверия кабинету министров или дважды не утвердит членов Конституционного и Верховного суда, правления Центробанка после их представления главой государства, а также в ряде других случаев, если законодательный орган будет самоустраняться от исполнения своих функций.
Устранен минимальный возрастной ценз для кандидата на президентский пост и в депутаты (ранее он был определен, соответственно, 35 и 25 годами).

Как считают некоторые азербайджанские эксперты, теперь И. Алиев, воспользовавшись новыми полномочиями, назначит до конца года досрочные президентские выборы и «переизберется» еще на семь лет.
С учетом последних поправок, противники Алиева уже с самого старта кампании по подготовке референдума обвинили главу государства в попытке «установления династического (или монархического, как угодно) правления». Сторонники этой точки зрения склонны считать, что снятие минимального возрастного ценза осуществлено под конкретные цели передачи власти Алиевым в нужный момент кому-то из молодых членов своей семьи, например, сыну Гейдару Алиеву-младшему, которому сейчас только 19 лет.
Однако, в отличие от оппозиционных политиков, независимые эксперты полагают, что И. Алиев отнюдь пока не помышляет об уходе с поста президента, а отмена возрастного ценза на данном этапе преследует несколько иные цели.
Алиеву всего неполных 55 лет, и он может переизбираться еще на несколько сроков, тем более, что конституционных ограничений для этого нет (в 2009 году в Конституцию были внесены поправки, отменившие ограничения на сроки пребывания одного лица на посту президента). На самом деле, целью поправок было не облегчение процедуры передачи власти «преемнику-наследнику» (это сегодня не является актуальным вопросом), а предотвращение «разброда и шатания» внутри команды, сохранение стабильности режима.
Конституционная реформа вызвана экономическими трудностями, с которыми столкнулся Азербайджан. С падением доходов на нефть резко снизились валютные резервы страны. При этом перед руководством страны стоят задачи не только выполнения правительством бюджетных обязательств государства, но и реализации в течение ближайших 2-3 года крупных инвестиционных проектов, таких как TANAP (Трансанатолийский газопровод) и TAP (Трансадриатический газопровод), предусматривающих доставку азербайджанского газа на европейские рынки.
Финансовые обязательства страны по инвестициям в эти проекты составляют 10 млрд. долларов. Хотя средства Государственного нефтяного фонда страны достигают порядка 35 млрд. долларов, они вложены в конкретные активы. В условиях, когда свободных средств в нужных объемах у государства нет, правительству остается их заимствовать у международных финансовых институтов. Последние же требуют реформ – демонополизации экономики, создание условий для честной конкуренции, борьбы с коррупцией.
Осуществление этих реформ неизбежно наталкивается на ущемление интересов чиновничье-олигархических групп, монополизировавших экономику страны. Они могут оказать, как скрытое, так и вполне открытое сопротивление, перегруппироваться, создать внутреннюю оппозицию реформам в правительстве и парламенте, и даже пойти на альянс с внесистемной оппозицией.
В этой ситуации для Ильхама Алиева имело принципиальное значение конституционно закрепленное усиление своей личной власти. Изменив Конституцию, действующий глава государства фактически сконцентрировал всю полноту власти в руках президента. Именно здесь сосредотачивается принятие важных государственных решений, а контролировать их исполнение будут назначаемые и полностью зависимые от него лица.
При такой конфигурации власти Алиев может провести кардинальные кадровые пертурбации в правительстве, избавиться от чиновников, по 20-22 года занимающих посты министров, и заменить их молодыми технократами. Возможно, некоторые из руководителей, освобожденных от своих должностей, в том числе, из рядов силовиков, будут назначены вице-президентами. Формально, это будет повышением, но в реальности эти лица потеряют возможность напрямую влиять на «свои» сферы.
Что касается учреждения поста первого вице-президента, который фактически становится вторым человеком в государстве и исполняет полномочия руководителя при его недееспособности и отмены возрастного ценза для кандидатов на пост президента и в депутаты, то и это, вероятно, посыл Алиева своей команде. Он дает понять, что и в перспективе «семья» не намерена отдавать власть чужим людям, и поэтому никто пусть не надеется на занятие поста президента не только в ближайшем, но и отдаленном будущем.
Как заявил ПП один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, в 2009 году поправки в Конституцию были приняты, спустя полгода после переизбрания И. Алиева на второй срок.
«Зачем, это было сделано, когда казалось бы у Алиева впереди еще было 4,5 года президентства? Это было сделано для того, чтобы никто в его окружении не стал вынашивать планов подготовки на место Алиева после истечение второго срока его полномочий. Такая неопределенность могла бы обострить отношения между членами команды и подорвать стабильность режима. А так, сразу устранили ограничения сроков пребывания одного лица на посту президента, и все в команде с одной стороны успокоились за стабильность режима, а, с другой стороны, убедились в отсутствии шансов побороться за должность главы государства», - сказал эксперт.
Вместе с тем, наблюдатели, оценивая итоги референдума, не исключают проведения досрочных президентских выборов. Такую вероятность связывают с неблагоприятными прогнозами нефтяных цен на 2-3 года, в связи с чем, экономику Азербайджана ожидают в ближайшей перспективе нелегкие времена.
Очередные президентские выборы должны состояться в октябре 2018 г. Однако к этому времени социально-экономическая ситуация может еще более ухудшиться, поскольку цены на нефть будут низкие, а уверенности в быстром успехе экономических реформ нет. В такой ситуации проведение президентских выборов в спокойной обстановке может стать проблемой. Поэтому вполне возможно, что сразу после объявления официальных итогов референдума (самый крайний срок – 21 октября) И. Алиев назначит досрочные президентские выборы (поводом может послужить вступление в силу новых норм Конституции). Президентские выборы проводятся в двухмесячный срок и по времени попадают на предновогодний период. Для власти это очень благоприятное время – народ меньше всего думает о политике, Западные политики, сотрудники международных организаций находятся на рождественских каникулах, и к выборам в Азербайджане будет приковано самое минимальное внимание.
Еще одной интригой постерферендумного периода является вопрос: кого глава государства назначит первым вице-президентом, свою супругу Мехрибан Алиеву или кого-то другого?
Конечно, М. Алиева очень популярна среди населения, поскольку в качестве главы Фонда Гейдара Алиева и посла доброй воли ЮНЕСКО активно способствовала реализации многих масштабных культурных, гуманитарных, благотворительных проектов. Но, думается, вариант с ее назначением на пост первого вице-президента будет отложен на случай возникновения каких-то форс-мажорные обстоятельства. А в нынешней ситуации первым вице-президентом могут стать и действующий премьер Артур Расизаде, несмотря на его 80-летний возраст, и его первый заместитель Эюб Ягубов. Это абсолютно неамбициозные, неавторитетные у народа фигуры, в то же время полностью преданные семье Алиевых. Расизаде это доказал на практике в 2003 году, когда временно уступил пост премьер-министра Ильхаму Алиеву накануне президентских выборов, когда Гейдар Алиев был тяжело болен.
Еще одним результатом референдума стала констатация отсутствия в стране сильной оппозиции. Прозападная правая оппозиция, построив борьбу только на лозунге «Нет монархии!» не смогла представить внятную программу противодействия референдуму. Оона довольствовалась проведением трех согласованных митингов, на которые собиралось не более 3-4 тысяч человек. Таким образом, оппозиция не смогла использовать рост недовольства в обществе в условиях экономического кризиса, повлекшего обесценивание национальной валюты в два раза, закрытие рабочих мест и предприятий.
Безусловно, успехом алиевской власти стало признание легитимности референдума мировыми центрами силы. США, ЕС, не говоря уже о России, признали, что референдум отражал свободное волизъявление народа. А это свидетельствует о наличии консенсуса среди мировых центров силы по вопросу поддержки власти Ильхама Алиева, несмотря на серьезные противоречия у них по другим вопросам международной повестки. Видимо и Запад, и РФ решили, что в нынешнее неспокойное время И. Алиев, обеспечивающий стабильность в своей стране, является наиболее оптимальной фигурой во главе государства.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте