Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Угроза, которую несет в себе восстановление российско-армянской железной дороги (03.03.2017)

Автор: Майя Мишеладзе

Средства массовой информации Армении открыто пишут об альтернативе Ларсскому контрольно-пропускному пункту, а в грузинской прессе стал актуальным вопрос предполагаемого восстановления железнодорожного маршрута Россия-Армения через Абхазию.
После встречи премьер-министров Грузии и Армении канцелярия правительства распространила скудную информацию. Единственное, о чем мы узнали, это то, что Карен Карапетян готов тесно сотрудничать с Грузией в сферах туризма, энергетики и транспорта. Официальный Тбилиси категорически исключает восстановление железнодорожной магистрали Армения-Россия через Абхазию, хотя Карапетян, вернувшийся из Тбилиси в Ереван, заявил журналистам о том, что он достиг с грузинским коллегой договоренности о проекте, альтернативном Ларсскому контрольно-пропускному пункту.
По оценке экспертов, экономический эффект этого конкретного маршрута железнодорожной магистрали равен нулю. Зато это довольно опасная политическая игра, которая на Южном Кавказе будет иметь эффект мины замедленного действия и, что самое главное, испортит отношения между Азербайджаном и Грузией.
Корреспондент «Версии» беседовал с президентом Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили.
«Версия»: - Как Вы думаете, почему в повестке дня появился вопрос восстановления железнодорожного сообщения Россия-Армения через Абхазию?
Сосо Цискаришвили: - Ответ начну с той темы, которую так безответственно распространило наше новое правительство на первых же заседаниях парламента. Это была шокирующая информация, которая касалась продажи 25 процентов грузинской железной дороги и магистрального газопровода. Еще более наглым было заявление министра финансов Дмитрия Кумсишвили, который сообщил, что 25 процентов акций газопровода будут размещены на Лондонской фондовой бирже, а 25 процентов акций железной дороги – на Шанхайской фондовой бирже.
Такая параллель невольно всплывает, когда мы говорим об экспорте российского газа в Армению, к чему добавляется идущая из России в Армению железная дорога. Для спокойствия нашей страны будет неприемлемо, если мы предпримем такой односторонний шаг, поскольку, исходя из нашего геополитического положения, Грузия имеет то, чего нет у других стран региона. Вы, наверняка, помните, что в 90-е годы прошлого столетия, когда началось противостояние между Азербайджаном и Арменией, Грузия смогла проводить политику активного нейтралитета, а это означало, что Тбилиси не потерял функции объединяющей страны на Южном Кавказе. Оба враждебных друг другу государства сочли вполне естественным тот факт, что на разные конференции они приезжали именно в Тбилиси, поскольку наша столица взяла на себя роль хозяина таких мероприятий. Более того, на этих мероприятиях между армянскими и азербайджанскими коллегами не было противостояния. К сожалению, начиная с 2004 года, тогдашняя власть избрала политику активного балансирования, что и стало причиной того, что сегодня Грузия потеряла свое значение на Южном Кавказе.
«Версия»: - Национальное движение виновато в том, что наша страна потеряла свою историческую функцию. А что происходит сейчас?
С. Ц.: - Нынешняя ситуация еще более непонятна. Вспомнились несколько заседаний, которые прошли в Клубе независимых экспертов по инициативе и при участии экс-премьера Бидзины Иванишвили. На них возникли серьезные разногласия именно по этому вопросу – российско-армянская железнодорожная магистраль через Абхазию и контроль грузового потока. Проект, который поссорит нас с Арменией или Азербайджаном, осуществлять нельзя!
«Версия»: - Почему не заостряется внимание на том, что восстановлением российско-армянской железнодорожной магистрали мы испортим отношения с соседним Азербайджаном, а кто будет контролировать грузы в Абхазии, может быть, планируется незаконный экспорт оружия из России в Армению?
С. Ц.: - Именно эта тема обсуждалась наиболее остро на тех встречах, о которых я только что говорил, помимо экс-премьера Иванишвили, для двадцати экспертов был совершенно неприемлемым такой враждебный шаг в отношении Азербайджана. Я слыхал, что хотят открыть и Рокский тоннель, который от Цхинвали идет на север. А ведь это таит в себе большую угрозу. Если бы идея наделения Рокского тоннеля новыми функциями и открытия железнодорожного маршрута через Абхазию родилась в Кремле и Ереване, то я бы обратился к ее авторам: руки прочь от Рокского тоннеля!
Однако вернемся к железнодорожной магистрали. Ее можно восстановить только в том случае, если Армения восстановит железнодорожный маршрут Тбилиси- Ереван-Тегеран, но я ничего подобного от армянской стороны не слышал, хотя убежден, что эти идеи родились не в Ереване, это делает сегодняшний Кремль. Если мы хотим быть нормальными соседями, а российские грузы непременно должны быть доставлены в Армению по железной дороге, максимум, на что мы можем согласиться, это на восстановление железнодорожного маршрута Москва-Поти. В Поти откроется таможня. где грузинские, российские, армянские и азербайджанские таможенники совместно осмотрят грузы. Вместо политики балансирования, Грузия должна восстановить свой активный нейтралитет!

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте